Компьютерный ЕГЭ по информатике и практикум по программированию Анатолий Георгиевич Кушниренко зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН, доцент механико-математического факультета МГУ, Переход к компьютерному ЕГЭ позволяет поставить и решить новые методические задачи 1. Чего мы хотим достичь 2. Почему мы этого хотим достичь 3. Как этого достичь
Ответы на вопросы 1 и 2 Чего хотим достичь? Мы хотим, чтобы хорошую оценку на ЕГЭ по информатике гарантировало систематическое решение большого объема легких и средних задач; Почему мы этого хотим? По утверждениям специалистов, в ближайшие годы в России ожидается нехватка десятков тысяч ИТ специалистов.
Ответы на вопрос «Как этого достичь» Радикальное решение – возродить реальный сектор отечественной экономики; Паллиативное решение – усиливать требования ЕГЭ с тем, чтобы на ближайшие 5- 8 лет а) сохранить квалифицированную часть учительского корпуса и б) обеспечить серьезное улучшение качества подготовки выпускников по программированию
Можно ли усилить требования ЕГЭ за счет его компьютеризации, оставляя эти требования практически выполнимыми для реального учителя в реальной школе? Ответ: ДА! Извлечение из кодификатора 2010: Возможные алгоритмические задачи для подраздела 1.1 перечня требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ (Кодификатор 2010 года)
Первые 4 темы: Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов. Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения. Запись натурального числа в позиционной системе с основанием меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа. Нахождение сумм, произведений элементов данной конечной числовой последовательности (или массива). Нет никакого сомнения, что научить школьников грамотно решать подобные задачи можно за очень небольшое время
С позиции преподавателя МГУ В последние годы в группе 1-го курса мехмата МГУ из 25 человек в среднем 6-7 никогда ничего не программировали; для всех остальных, за исключением 3-4 человек, все задачи кодификатора являются творческими; в условиях неограниченного времени при разрешении записи на любом языке программирования или на русском языке процент ошибочных решений от 20% до 50% Это означает, школа не учит гарантированно и грамотно программировать задачи, перечисленные в кодификаторе – А МОГЛА БЫ
Основная Причина низкой алгоритмической подготовки Отсутствие условий, инструментов и стимулов для проведения интенсивного практикума по алгоритмизации с высокой производительностью ученика и учителя ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ – КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ЕГЭ ПОМОЖЕТ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И СТИМУЛЫ СОЗДАТЬ! Ключ к успеху - повышение производительности труда школьника и учителя при выполнении практикума
Пример из повседневной жизни докладчика – рабочие тетради (раздаточный материал)
Раздаточный материал - самостоятельная работа первокурсников мехмата над конструкциями ветвления Пункт 1 – изучение образца решения задачи по подсчету числа различных корней уравнения x(x-a)(x-b)=0 Нотация – школьный алгоритмический язык. Пункт 2 – задание на дописывание на бумаге аналогичного алгоритма (отводится – 5 минут) Всего в самостоятельной – 9 заданий; 80% работает только на бумаге, плохо успевающие проверяют свои решения дома в системе Ку Мир.
Последняя задача – также входит в список из Кодификатора 2010 – на решение отводится 10 минут (разбор у доски сразу после окончания – еще 10 минут)
Если каждого учащегося можно усадить за компьютер – вместо заполнения пустых клеточек в раздаточном материале, можно было бы давать шаблоны решений в Ку Мире (алгоритмы проверки решения уже встроены в шаблон и запускаются учащимся самостоятельно) Работа на бумаге хороша тем, что по окончании выполнения самостоятельной, можно организовать перекрестную проверку работ силами учащихся
Выводы и предложения 1)Необходимо увеличение в КИМах доли задач по программированию. 2)Необходима срочная разработка открытого банка заданий по информатике и ИКТ, включая задания по программированию, снабженные а) эталонными решениями; б) эталонными решениями со встроенными тестами; в) методическими материалами для учителя; г) постоянно действующим сервером, с открытым доступом с территории РФ, позволяющим проверить как отдельное задание в режиме «Зачет» (решение любой задачи открытого банка проверяется без контроля времени), так и в режиме «Экзамен по задачам группы С» (на решение сгенерированного сервером варианта отводится ограниченное время)
Проблемы фронтальной проверки заданий по программированию Увеличивая вклад заданий по программированию в первичный балл ЕГЭ, необходимо создавать инструменты, позволяющие учителю эффективно проводить проверку таких заданий Один возможный инструмент – постоянно действующий сервер (с зеркалами по регионам). Другой - подготовка заданий практикума со встроенными средствами самопроверки
Подготовка заданий для учащихся со встроенными тестами для самопроверки В "учительском" режиме Ку Мира при редактировании программы можно делать невидимыми или неизменяемыми некоторые строки. Ку Мир позволяет создать файл-задание, скомпонованное из шаблона-заготовки программы, которую нужно дописать и блока (алгоритма) тестирования. При этом учитель может сделать блок тестирования невидимым для ученика.