Информационная культура – основа информационной цивилизации Учитель: Елизарова Наталья Евгеньевна
Постановка целей урока Как можно охарактеризовать наше общество сегодня? Каковы отличительные черты информационного общества? Каков запас информационных ресурсов России? Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Почему?
Основные этапы Первый этап – изобретение письменности Второй этап – изобретение книгопечатания (середина XVI в.) Третий этап – изобретение электричества (конец XIX в.) Четвёртый этап – изобретение микропроцессорной технологии (70-е годы XX в.)
Первая информационная революция Изобретение письменности создало возможность передачи знаний от поколения к поколениям
Вторая информационная революция Изобретение книгопечатания в середине 16 века радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности
Третья информационная революция В конце 19 века благодаря изобретению электричества появились телефон, телеграф, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме
Четвёртая информационная революция С изобретением микропроцессорной технологии в 70-е годы 20 века на микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации)
Определение 1. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
Отличительные черты информационного общества : Доступность информации для всех его членов Доступность информации для всех его членов В обществе создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой ему информации. Широкое использование компьютеров Широкое использование компьютеров Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Он привлекает для этого компьютеры, избавляясь от рутинной работы и ускоряя принятие оптимальных решений.
Отличительные черты информационного общества : Производство информационного продукта Производство информационного продукта Появляется новый социальный строй, который называют «белые воротнички». Это люди, которые не производят материальные ценности, а занимаются обработкой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.). Увеличение доли умственного труда Увеличение доли умственного труда Увеличивается количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.
Отличительные черты информационного общества : Бурное развитие компьютерной техники, компьютерных сетей, информационной технологии Бурное развитие компьютерной техники, компьютерных сетей, информационной технологии Разрастается сеть Интернет, увеличивается число ее пользователей. Универсиализируются информационные технологии, чему способствует использование современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств – компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д. Развитие системы непрерывного образования Развитие системы непрерывного образования Человек получит возможность учиться всю жизнь, чтобы не отстать от времени, иметь возможность сменить профессию при помощи дистанционных форм обучения.
Отличительные черты информационного общества : Широкое внедрение в производство материальных продуктов роботов и манипуляторов Широкое внедрение в производство материальных продуктов роботов и манипуляторов На производстве роботы и манипуляторы заменят людей на сборочных линиях. Появление всевозможных домашних электрических приборов и компьютеризованных устройств Появление всевозможных домашних электрических приборов и компьютеризованных устройств Дома будут оснащены одним силовым и одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидении и выход в Интернет. Специальный электронный блок будет контролировать всю бытовую технику и все системы жизнеобеспечения. Здание станет «умным». К «умным» зданиям добавятся «умные» автомобили, которые смогут управлять им.
Определение 2. Информатизация общества - это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.
Вопрос: Можно ли поставить знак равенства между понятиями «компьютеризация» и «информатизация»?
Вопрос: Какое определение «информатизации» дано в законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года?
Чем определяется культура человека? Какой человек считается культурным? Культура человека определяется: знаниями, умениями, профессиональными навыками; уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития; способами и формами взаимного общения людей.
Какими качествами должен обладать человек для оптимального существования в современном мире? Во-первых, в информационном обществе человек должен владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей. Во-вторых, он должен владеть информационными технологиями. В-третьих, он должен уметь извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций. В-четвертых, он должен уметь представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом. В-пятых, он должен знать различные методы обработки информации. В-шестых, он должен уметь работать с разными видами информации.
Ответьте на вопрос: «В какой степени вы соответствуете образу человека, владеющего информационной культурой, полученной нами на экране?». Оценив айте по 10- бальной шкале Черты информационной культуры человека Итого
Информационная культура Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационные ресурсы Информационные ресурсы входят в интеллектуальный фонд общества, определяемый накоплением, распределением и практической реализацией знаний квалифицированной рабочей силы, включающей выраженный в информации научный и производственный опыт не только современников из всех стран мира, но и предшественников за все времена.
Информационные ресурсы общества Это понятие находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий, как «знания», «информация», «данные» и т.д.
Информационные ресурсы общества Появление этого понятия было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, военной, политической), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации
Информационные ресурсы общества Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования
Домашнее задание Уровень знания: знать этапы развития информационного общества и его характерные черты. Уровень понимания: расставьте профессии по мере убывания степени использования компьютеров: водитель, программист, актер, бухгалтер, журналист, писатель, повар, швея, учитель, директор школы, министр. Уровень применения: какие черты информационной культуры вам необходимо повышать в себе и как вы это собираетесь сделать? Творческий уровень: сделайте рекламу какого-либо товара, используя для этого домашний компьютер и Интернет.