Принципы и модель урока в свете образовательных стандартов второго поколения
принципы урока Методические
Субъективизация : учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Деятельностный подход: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Метапредметность: для выполнения заданий в ходе урока предполагается использование учащимися знаний, полученных на других предметах. Импровизационность: учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока. Коммуникативность: обмен информацией, взаимодействие учащихся на уроке. Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи тог о, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке. Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Помните: основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!