ЛИРИКА Н. РУБЦОВА. УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПОЭТА урок литературы в 8 классе Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Цели : Познакомиться с жизнью и творчеством Н. Рубцова, Отметить особенности поэтического мира Н. Рубцова. Формировать навыки анализа лирического произведения Воспитывать любовь к родине
Эпиграф Поверьте мне : я чист душою. Н. Рубцов
Вслед за С. Есениным, сказавшим : « Я люблю Родину, я очень люблю родину...», Н. Рубцов восклицает : Тихая моя родина !.. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. Отец его был военным политработником, в 1941 году он ушел на фронт и не вернулся, а в 1942 умерла мать. Детство и отрочество прошли в детском доме села Никольское на Вологодчине, которое и стало настоящей родиной.
Закончил семилетку и в 1950 году поступил в лесотехнический техникум в городе Тотьма, а в 16 лет отправился на Белое море, где более двух лет плавал кочегаром на рыболовецком судне. Потом четыре года прослужил матросом на эсминце Северного флота.
С 1959 по 1962 год работает слесарем на Кировском заводе в Ленинграде, в 1962 году поступает в Литературный институт имени Горького в Москве. С 1964 года живет в Никольском, а затем в Вологде.
В 1965 году в Архангельске вышла в свет небольшая книжка Рубцова « Лирика », а в 1967 в Москве « Звезда полей », в которой он предстал как вполне зрелый поэт.
Творческий век одного из самых выдающихся поэтов - лириков своего времени оказался очень коротким ( в этом он тоже повторил судьбу Есенина ). Смерть настигла его 19 января 1971 года в Вологде.
Н. Рубцов в воспоминаниях современников
Дочь Ирина, поэт Каратаев, М Астафьева, поэт Н. Рубцов
На что обращают внимание близко знавшие поэта люди ? Каким вы представляете себе поэта ?
Анализ стихотворения « Звезда полей » Каковы ваши впечатления о стихотворении ? Какая антитеза положена в основу стихотворения и какова ее роль в раскрытии его идейного смысла ? Почему « звезда полей » « восходит ярче и полней » здесь, « во мгле заледенелой »? Найдите в стихотворении все слова, связанные со светом, своеобразные световые эквиваленты. С какой целью автор 5 раз повторяет слово « горит »? В каких строчках выражена главная мысль стихотворения ?
Итог урока Что нового вы узнали о Н. Рубцове после прочтения его стихов ? Каким человеком вы себе представляете поэта ?
Домашнее задание : Выучить стихотворение Анализ стихотворений по вопросам ( Учащиеся делятся на 5 групп. Каждой группе предлагается карточка с заданиями, которые помогут в истолковании стихотворений Н. Рубцова, включенных в хрестоматию. Дома они составляют связный рассказ по этим карточкам.)
Источники Г.И.Беленький. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Мнемозина» 2008 Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова. Литература в 8 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2000 В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 8 класс. М. «Просвещение»