Самообразование учителя Материалы к школьной методической конференции 2009 года
Обществу нужен педагог: мобильный, стремящийся к непрерывному образованию, совершенствующий личностные и профессиональные качества.
Компетентность - (от латинского слова competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) знания и опыт специалиста в соответствующей области
Быть компетентным - уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт
Профессиональная компетентность базовые (научные) знания, ценностные ориентации специалиста, стиль взаимоотношений с людьми, общая культура специалиста, способность к развитию творческого потенциала, способность к самообразованию.
Самообразование «процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков, на саморазвитие и самосовершенствование» «специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации» «система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, ставящая их своей целью» «одна из форм умственного труда, в котором развивается общественная направленность личности, ее творческий потенциал, индивидуальность»
Функции самообразования самореализация личности, самоконтроль, самоопределение, приобщение к определенной социальной группе, её ценностям и нормам, в ходе самостоятельной работы человека над самим собой.
Самообразование учителя особый вид инициативной познавательной деятельности, направленной на самореализацию и самоактуализацию личности педагога; путь самосовершенствования личности, выступающий в форме определенным образом организованного индивидуального познавательного процесса, основу которого составляет активная самостоятельная работа с источниками информации по определенной методической теме; элемент системы непрерывного образования личности с целью решения стоящих перед обществом воспитательно-образовательных задач.
Структура самообразовательной деятельности характеристика составляющих компонентов
1. Содержательный компонент: диагностика способностей и профессиональных интересов личности, анализ результатов преподавания; самостоятельная работа с источниками информации; свободный и осознанный выбор темы самообразования.
2. Организационный компонент: планирование самообразования в системе повышения квалификации; постоянный характер работы; перспективный план самообразования в межкурсовой период.
3. Методический компонент: адекватный выбор форм, методов, способов, средств самообразования; консультации и творческое сотрудничество с коллегами; самоанализ, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта.
Алгоритм работы самообразования учителя Диагностический этап Содержательно-мотивационный этап Консультативно-практический этап Рефлексивно-оценочный этап Планово-прогностический этап
Результативность самообразования учителя Соблюдение принципов обучения: гуманизации, демократизации, системности, планомерности, сотрудничества в обучении, рефлексивности.