1. Особенности семиотики как науки. 2. Типы знака. 3. Знаковые отношения. ТреугольникГ. Фреге. 4. Разделы семиотики.
Семиотика - это наука о знаках, которая изучает, что происходит, когда человек пытается передать свою мысль с помощью средств, которые неизбежно носят условный характер.
Семиотика - это наука о знаках и знаковых системах, где под знаком понимается минимальный носитель информации.
Знак имеет следующие характеристики : Материально - идеальное образование ; Информативен - имеет целью передачу определенного содержания ; Выполняет роль посредника в культуре.
Американский философ и логик Чарльз Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков : - Иконический знак - Индексальный знак - Символический знак
Изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны между собой отношением подобия Иконические знаки менее конвенциональны, т. к. их форма является отражением физических характеристик объекта
Ярким примером использования иконического знака в рекламе является макет компании Airbus, использующий пиктограмму, в которой легко узнается самолет.
Действие этого знака основано на смежности означающего и означаемого ( например, стон является индексом ранения, болезни ; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья ).
Индексальные знаки также могут указывать на объект ( указание стрелкой ) Форма индексальных знаков связана с объектом определенными отношениями ( например, причинно - следственными ).
Г. Сонессон выделил два вида индексальности : - Первый тип основан на узнавании в знаке части реального объекта или явления и реконструкции отсутствующих частей, которые не вошли в знак ; - Второй тип основан на подсознательном стремлении человека к завершению незавершенного.
Это знак, который основан на установленной « по соглашению » связи означаемого и означающего ( например, кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ )
Символы по своей природе в высшей степени конвенциональны : люди « договариваются » между собой ( заключают конвенцию ) о том, что определенный объект или понятие будет обозначаться данной формой
В рекламе символами являются : - Логотипы, основанные на абстрактных визуальных образах ; - Бренд - персонажи - например, ковбой в рекламе сигарет Мальборо, кролик в рекламе продукции фирмы Nesquick, розовый заводной кролик в рекламе батареек Energizer.
Иконические и индексальные знаки создают у потребителя ощущение реальности происходящего в рекламе ( увеличивается доверие к рекламным сообщениям ). Иконы и индексы хорошо работают на уровне представления продукта, демонстрации его характеристик и способностей.
Символические знаки являются более сложными для интерпретации, но обеспечивают формирование устойчивых ассоциативных связей у потребителя и создают уникальную систему языка рекламы определенного брэнда. Символы наделяют брэнд новыми свойствами. Поэтому символы активно используются в имиджевой рекламе.
В семиотике, лингвистике и теории коммуникации для исследования знаковых отношений принято пользоваться так называемым « треугольником Фреге ». Готлоб Фреге ( ) – немецкий ученый, один из основателей математической логики
Знак Смысл Денотат (выражение) (содержание)
Согласно Фреге знаком является также и предложение. Смыслом предложения является высказанное в нем суждение, а денотатов у предложения может быть только два « истина » и « ложь », то есть соответствие или несоответствие высказанного в предложении суждения реальному положению вещей.
Информация о предмете рекламы через идею ( рекламное сообщение ) передается потребителю рекламы, который получает лишь знак ( символ ) Perceptio sensuale - чувственное восприятие, т. е. впечатление об объекте в результате нашего с ним непосредственного контакта. Imago occulorum - 1- ая степень абстракции, видимый образ предмета. Imago memoria - 2- ая степень абстракции, образ предмета, оставшийся в памяти. Corpus - эфемерное геометрическое тело, не имеющее никаких других характеристик - т. е. форма, сохранившаяся в памяти. Idea - чистое понятия, универсалия, идея.
В определенный момент ( как правило, между 2 и 3 типом ) процесс кодирования прекращается и передается в виде рекламного сообщения адресату. Адресат производит обратную процедуру ( декодирование ) - он мысленно « добавляет » необходимую информацию к знаковому каркасу и получает свое собственное представление о предмете.
Три стороны треугольника Фреге дают три раздела семиотики, которым Ч. Моррис дал следующие названия
Синтактика. Изучает отношения между знаками, в том числе и в речевой цеп ( или сфера внутренних отношений между знаками ). Синтактику можно охарактеризовать отношением выражения, которое реализуется между словом и понятием
Семантика Изучает отношения между знаками и обозначаемым предметом ; или отношения между знаками и их объектами. То есть сфера интересов семантики находится в изучении отношения между вещью и словом, реализуется через отношение обозначения.
Прагматика Изучает отношения между знаком и человеком, или отношение между знаками и теми, кто ими пользуется, отношения между вещью и понятием, т. е. прагматику можно охарактеризовать через отношение « имеет смысл ».