Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Жанровое своеобразие Сходство с русской народной сказкой: они аллегоричны, в них действуют герои- животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Жанровое своеобразие Черты авторской сказки: значительно расширен круг сказочных персонажей, персонажи «индивидуализированы» важную роль в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы: 1)тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел- меценат» и др.) 2)тема интеллигенции («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц» и др.) 3)тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) 4)тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат
Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века: социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения и т.д.); общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пескарь
Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве
– - Ирониятонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пескарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола– преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротесккомическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях, соединение реалистического и фантастического (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза– противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев- антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
«Верный Трезор»
«Медведь на воеводстве»
План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.