Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
Advertisements

Презентация Горшковой О.А.. История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик»)
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин.
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков- Щедрин.
Учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме: презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Сатира – дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется ещё разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В.В.Прозоров.
Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»
«Я писатель – в этом моё призвание» «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» «Живость боли и непрерывное.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. "Сказки".
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин ( ) «Я писатель – в этом моё призвание» «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо,
На этом уроке мы обратимся к жанру сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для детей «изрядного возраста»
Сатирическая направленность сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский 900igr.net.
М.Е.Салтыков-Щедрин ( ) Сказки. терминология «Эзопов язык» - средство борьбы с цензурными гонениями. «С одной стороны, появились аллегории, с.
Тема урока: Сказки для детей изрядного возраста. Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков-Щедрин. Н.Г. Чернышевский.
1 М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 – Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Жизнь и творчество.
Прокурор общественной жизни М.Е.Салтыков- Щедрин «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными.
Транксрипт:

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина.

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие Сходство с русской народной сказкой: они аллегоричны, в них действуют герои- животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Жанровое своеобразие Черты авторской сказки: значительно расширен круг сказочных персонажей, персонажи «индивидуализированы» важную роль в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы: 1)тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел- меценат» и др.) 2)тема интеллигенции («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц» и др.) 3)тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) 4)тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века: социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения и т.д.); общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пескарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве

– - Ирониятонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пескарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола– преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротесккомическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях, соединение реалистического и фантастического (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза– противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев- антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

«Верный Трезор»

«Медведь на воеводстве»

План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­ крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.