Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Учет и налогообложение имущества муниципальной казны Учет и налогообложение имущества муниципальной казны Предмет анализа – требования Минфина РФ об учете и налогообложении имущества муниципальной казны Анализируемые правовые акты: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от г /39 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от г /42 Инструкция по бюджетному учету (приказ Минфина РФ 25н от г., зарег. в Минюсте РФ г.)
Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Учет и налогообложение имущества муниципальной казны Учет и налогообложение имущества муниципальной казны Разъяснение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики МФ в обоих письмах: «Имущество казны субъекта РФ (МО) следует учитывать на балансе исполнит. органа гос. власти (МСУ), на который возложены функции управления и распоря- жения гос. (муниц.) имуществом, в т.ч. имущества казны..., на соотв. счетах по управлению имуществом …счета «Нефинансовые активы». Делается вывод: «объекты муниципальной казны, учитываемые на счете в качестве основных средств... будут являться объектом налогообложения на имущество организаций у исполнит. органа гос. власти (ОМСУ), на который возложены функции управления и распоряжения гос. (муниц.) имуществом».
Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Ст. 124 ГК РФ: участники гражданских правоотношений (в т.ч. имущ. правоотношений, в частности – муниц. собственности) - МО (см. также ст. 50 Закона 131-ФЗ). Они участвуют в них наряду с физич. и юр. лицами, но сами не являются и не должны являться юр. лицами. МО наряду с РФ и субъектами РФ как публично-правовые образования – особые субъекты правоотношений. Сторона в гражданско-правовых отношениях – не ОМСУ, а МО в целом. П. 1 ст. 125 ГК РФ: «от имени МО своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности… ОМСУ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов». Ст. 215 ГК РФ: «1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим МО, является муниц. собствен- ностью. 2.От имени МО права собственника осуществляют ОМСУ и лица, указанные в ст. 125 ГК». Правовой статус муниципальной казны, правомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны
Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Т.е. ОМСУ не могут являться самостоятельной стороной гражданских правоотношений, собственниками муниципального имущества, они не вправе действовать от своего имени. Их правовой статус применительно к гражданским правоотношениям – представительский! ОМСУ не имеют вещных прав на муницип. собственность, что полностью соответствует гражданско-правовой концепции единого участника гражданских правоотношений – публичного образования. Правовой статус муниципальной казны, правомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны
Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Недопустимо правовое обособление муниц. имущества путем передачи его тому или иному органу МСУ! А именно это «предлагает» Минфин РФ в своих письмах, выходя за пределы своей компетенции: имущество казны МО «следует учитывать на балансе исполнит. органа МСУ, на который возло- жены функции управления и распоряжения муниц. имуществом...». В одном из писем даже называется такой орган – КУМИ (хотя они ликвидированы в большинстве МО либо интегрированы в управления экономики). До принятия соответствующего ФЗ (ч. 6 ст. 50 Закона 131-ФЗ) принятие решения о том, каким образом вести учет муниципал. собственности – это компетенция МО. Правовой статус муниципальной казны, правомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны
Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Приравнивание ОМСУ к бюджетным организациям в форме муниципал. учреждений корреспондирует норме ст. 41 Закона 131-ФЗ: органы МСУ, приобретающ. статус юр. лиц, регистрир. в форме муниц. учреждений. Т.о. имущество муниц. казны с т. з. МФ следовало бы передавать «на баланс» ОМСУ на праве оперативного управления, что недопустимо: резко сужается круг правомочий в отношении имущества (остается лишь право оперативного управления имуществом со стороны организации – она же орган МСУ) появляется самостоятельное вещное право на муницип. собственность у органа МСУ, который не может иметь самостоят. вещных прав (по прямому указанию ГК РФ - только представитель собственника) полностью упраздняется режим муниципальной казны – все имущество оказывается переданным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Правовой статус муниципальной казны, правомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны
Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Балансовый учет по Закону «О бухгалтерском учете» от ФЗ ведут организации (см. ст. 1 пп. 1, 2, ст. 4 п. 1, ст. 8 п. 3). Публично-правовые образования не являются организациями в смысле Закона о бухгалтерском учете! Приказ Минфина РФ от г. N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» - новая редакция Инструкции. П. 1 Инструкции - установлен единый порядок ведения бух. учета в органах гос. власти, МСУ, бюджетных учреждениях и др. П счет «предназначен для учета объектов осн. средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деят-сти учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленч. нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны РФ, субъектов РФ, МО, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 мес». Правовой статус муниципальной казны, правомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны
Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» В Инструкции нет указаний, что имущество муниципал. казны (и гос. казны) подлежит постановке на баланс ОМСУ (или гос. власти). Тут разъяснения Минфина выходят за рамки толкования и превышают его полномочия. П.п. 1 и 10 лишь указывают, что порядок учета имущества казны аналогичен порядку, применяемому в отношении гос. и муниц. учреждений. С финансово-технической точки зрения имущество муниципал. казны должно учитываться по правилам учета имущества, находящегося в оперативном управлении. С правовой же точки зрения имущество муниц. казны не может и не должно рассматриваться как имущество, находящееся «на балансе» ОМСУ как «организации». Иначе - противоречие с ГК РФ, который имеет безусловный приоритет. П. 4 ст. 215 ГК - «средства местного бюджета и иное муниц. имущество, не закрепленное за муниц. предприятиями и учреждениями, составляют муниц. казну соотв. городского, сельского поселения или др. МО». Муниц. казна – это имущество (включая бюджет), не переданное и не передаваемое организациям – предприятиям и учреждениям. Правовой статус муниципальной казны, правомочия ОМСУ и порядок учета имущества муниципальной казны
Проект «Реформа муниципальной собственности в контексте реформы МСУ» Налогообложение имущества муниципальной казны Ст. 19 НК РФ: «налогоплательщиками…признаются организации и физ. лица, на которые … возложена обязанность уплачивать соотв. налоги и (или) сборы». Ст. 11 – организации - юр. лица, образованные в соотв. с зак-вом РФ и ин. организации. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ и МО), органы публичной власти (органы гос. власти и МСУ) к числу налогоплательщиков не относятся. П. 1 ст. 373 НК РФ – плательщики имущ. налога - российские организации и иностр. организации, осуществляющ. деятельность в РФ через постоян- ные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ…. Ни публично-правовые образования, ни органы власти организа- циями, в т.ч. в смысле НК РФ, не являются. Соотв. - до тех пор, пока имущество находится в муниц. казне (в казне РФ или субъекта РФ) и не передано какому-либо юр. лицу на соотв. правовом статусе, оно не является объектом обложения налогом на имущество организаций. Способ решения – внесение изменений в ст.ст. 11, 19, 373 НК РФ.