Выполнила : Чаунина Елена 10 е / м класс
Жизнь России второй половины XIX века кажется тихой и спокойной - ни войн, ни революций, ни глобальных потрясений, ни всплесков терроризма. Но общественные силы бурлят как никогда. Различие мнений и взглядов на природу и место человека в ней, устройство общества, изменение роли женщины в нем, предназначение поэта и поэзии будоражат образованные слои. Литература, традиционно не равнодушная к происходящему вокруг, отражает эти изменения.
Стихотворения, которые создавались русскими авторами в 50- х годах, были подданы острой критике – все они сравнивались с наследием Александра Сергеевича, и, по мнению многих критиков были намного « слабее » их. В этот период поэзию начала постепенно вытеснять проза. На литературном поприще появились такие талантливые прозаики как Толстой, Тургенев и Достоевский. Следует заметить, что именно Толстой был одним из самых категоричных критиков новых русских поэтов : творчество Тютчева он игнорировал, Полонского, Майкова и Фета открыто называл « бездарями ». Если рассматривать русскую поэзию со столь радикальной позиции, то в категорию « бездарностей », не достигших уровня Пушкина автоматически попадают и поэты – серебряники – Ахматова, Блок, Белый, Маяковский, Цветаева. Поэтому мы видим, что такое мнение лишено всех логических оснований, и руководствоваться им категорично нельзя.
Во второй половине XIX века русская поэзия начала активно восстанавливаться, несмотря на активное противодействие. Творчество Н. А. Некрасова стало вершиной русской поэзии второй половины XIX века. В своих поэмах и стихотворениях он поднимал острые на то время темы, касающиеся тягостной жизни простого русского народа. Путем литературных приемов, активно задействованных в произведениях, Некрасов старался донести высшим слоям понятие о величии простого крестьянина, лишенного материальных благ, но сумевшего сохранить истинные человеческие ценности. Свою литературную деятельность поэт воспринимал в первую очередь как свой гражданский долг, который заключался в служении своему народу и Родине. Некрасов, известный своей издательской деятельностью, стал отцом – наставником начинающих поэтов того времени и дал им толчок для дальнейшей реализации.
Особое место в литературе той поры занимала поэтическая лирика. Стихотворения Фета, Тютчева, Майкова, Плещеева, Полонского, Кольцова, Никитина – были наполнены преклонением перед величием природы, ее могуществом и вместе с тем ранимостью. Ярким примером является стихотворение Тютчева « Люблю грозу в начале мая », которое у читателя всегда будет ассоциироваться с магией и волшебством обыкновенных природных явлений, захватывающих дух человека. Произведения этих поэтов, несмотря на лирическое наполнение, не были лишены и гражданской позиции. Особенно ярко это наблюдалось в творчестве А. К. Толстого – автора многих исторических баллад и сатирических стихотворений, в которых высмеивался монархический режим и само понятие царской власти на Руси.
Спасибо за внимание