Менеджмент Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент специальности: «Инвестиционный менеджмент» «Инновационный менеджмент».
Тема 5. Организационная структура управления Организационная структура как элемент системы управления, ее сущность и классификация Бюрократический тип ОСУ: их особенности, преимущества и недостатки Органические ОСУ: их особенности, преимущества и недостатки Проектирование организационных структур Совершенствование ОСУ в современной управленческой деятельности
Организационная структура Организационная структура управления – совокупность организационных ролей и существующих между ними должностных и информационных связей. Организационная структура управления совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В основе образования и, соответственно, построения организационных структур лежит горизонтальное (департаментализация) и вертикальное (уровни управления) разделение управленческого труда.
Организационная структура Организационные структуры управления (ОСУ) – упорядоченная по определенному принципу совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений), находящихся между собой в устойчивых отношениях (связях), обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Основными элементами организационной структуры являются: - звенья (подразделения или отдельные работники) управления; - уровни управления (совокупность звеньев управления); - управленческие связи (прямые и обратные).
Организационная структура Звенья управления – это специально образованные структурные подразделения внутри организации, которые занимаются решением, как правило, однородных задач. Уровень управления – определенное количество звеньев управления, которое образует соответствующую горизонтальную ступень в системе управления организацией. Управленческие связи – отношения и процессы, обеспечивающие успешную реализацию функций управления, характеризующие взаимоотношения между субъектами управления и имеющие определенную направленность.
Классификация организационных структур Организационные структуры управления подразделяются на: – формальные ОСУ, которые функционируют на основе соответствующих регламентирующих документов или разовых организационных мероприятий – неформальные ОСУ, которые возникают на основе взаимоотношений лидерства и подчинения между членами организации и отражают межличностные взаимоотношения в организации Формальные организационные структуры управления: - иерархические, механические или бюрократические - органические или адаптивные
Классификация организационных структур Характеристики иерархического типа ОСУ - жестко установленные связи между звеньями и уровнями управления - иерархичность управления - соблюдение формальных правил и процедур Органический тип ОСУ характеризуется подвижными связями между элементами, способными адаптироваться к изменениям окружающей среды в большей степени, чем иерархические структуры.
Классификация организационных структур Иерархические организационные структуры управления: – линейные ОСУ – функциональные ОСУ – линейно-функциональные ОСУ – линейно-штабные ОСУ – дивизиональная ОСУ
Линейные организационные структуры Линейные структуры характеризуются линейными формами связи вертикального типа, при которых нижестоящее звено подчиняется непосредственно вышестоящему, и основаны на «принципах власти- подчинения», «прямой-обратной» связи. Разновидности линейных ОСУ: - вертикальная - плоские Руководитель Линейный руководитель А (функции а,б) Линейный руководитель Б (функции а,б) исполнители
Линейные организационные структуры Преимущества Недостатки 1. Единство и четкость распорядительства 1. Очень высокие требования к руководству 2. Согласованность действий исполнителей 2. Отсутствие специализированных звеньев по планированию управленческих решений 3. Легкость управления в случае небольших компаний 3. Перегрузка высшего руководства информацией 4. Четкая ответственность каждого звена и уровня 4. Затруднены связи между звеньями одного уровня (плоская линейная ОСУ) 5. Оперативность в принятии управленческих решений 5. Концентрация власти в управленческой верхушке 6. Тяжеловестность, т.е. решение идет по цепочке очень долго, в результате чего теряется время (вертикальная линейная ОСУ)
Функциональная организационная структура Функциональная организационная структура – это структура, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций РУКОВОДИТЕЛЬ Функциональный руководитель (функция а) Функциональный руководитель (функция б) исполнители
Функциональные организационные структуры Достоинства Недостатки 1. Высокая компетентность специалистов 1. Чрезмерная заинтересованность в решении «своих» вопросов 2. Освобождение линейного руководства от решения специальных вопросов 2. Трудности в поддержании постоянной взаимосвязи между функциональными службами 3. Стандартизация, формализация и программирование управленческих явлений и процессов 3. Длительность процедур принятия управленческих решений 4. Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих решений 4. Форма с трудом реагирует на изменения 5. Уменьшение потребностей в специалистах широкого профиля
Линейно-функциональные организационные структуры Линейно-функциональные структуры характеризуются тем, что линейные звенья (руководители) принимают решения и распоряжения, а функциональные осуществляют консультирование, информирование, координацию, планирование и выходят только на нижестоящие линейные звенья. Достоинства: - быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим - рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей - стабильность полномочий и ответственности за персоналом - единство и четкость распорядительства - более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений - личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности - профессиональное решение задач специалистами функциональных служб
Линейно-функциональные организационные структуры Недостатки Причины недостатков Пути устранения недостатков Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности Разделение функций линейных и функциональных специалистов никогда не может быть проведено на 100% - Недостаточная для больших предприятий, и предприятий, работающем на динамичном рынке, оперативность принятия решений Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями. Применение процессного подхода Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями Возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты предприятия Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. Разногласия между линейными и функциональными службами; Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты предприятия Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. Противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты предприятия Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. Неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами Недостаточная квалификация персонала, отсутствие четких регламентов Повышение квалификации, четкое регламентирование
Линейно-штабные структуры характеризуются созданием при линейных руководителях, как правило, высшего уровня, специальных экспертно- консультативных органов или штабов, основная функция которых – подготовка и обоснование управленческих решений путем их экспертизы и консультаций линейного руководителя. Достоинство: глубокая и квалифицированная аналитика любой сложной проблемы Недостаток: удорожание самих структур и стоимости подготовки решений из-за «разбухания» штабов, затраты времени на анализ проблемы, противостояние штабных и линейно-функциональных структур Линейно-штабные организационные структуры Руководитель исполнители Линейный руководитель А Линейный руководитель Б штаб
Дивизиональная организационная структура Дивизиональная организационная структура – это структура, в которой четко разделено управление отдельными продуктами, региональными направлениями и потребителями со значительной оперативной самостоятельностью вплоть до юридической. Дивизион – подразделение организации, которое обладает достаточно широкой автономией – частичная децентрализация процесса принятия решений Достоинство: оптимизация централизованной координации и контроля с децентрализованным управлением Недостаток: опасность полной потери контроля над деятельностью дивизионов и отсутствие тесной связи с головной организацией
Классификация организационных структур Органические организационные структуры управления: – матричная ОСУ – бригадная организационные структуры управления – проектные организационные структуры управления
Матричная организационная структура Матричная структура - решетчатая организация с двойным подчинением: с одной стороны, функциональному руководителю, с другой – руководителю проекта (целевой программы). Функциональная структура обеспечивает техническое решение задач, а руководитель программно-целевой программы наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с отведенными сроками, целями, ресурсами и требуемым качеством Достоинство: высокая адаптивность и рациональное использование ресурсов Недостаток: двойное подчинение исполнителей Руководитель организации экономи- ческая главного инженера главного конструктора маркетинга функциональные службы Руководитель проекта А специа- лист специалист Руководитель проекта Б специа- лист специалист Руководитель проекта В специа- лист специалист
Матричная организационная структура
Бригадная организационная структура управления Бригадная организационная структура управления - структура «ячеистого» типа, которая занимается всеми необходимыми операциями по изготовлению продукта – от начальной до конечной стадии и включает рабочих, инженеров, специалистов и управленцев. Принципы построения: - автономная работа бригады; - самостоятельное принятие решений и координация деятельности по горизонтали; - замена жестких бюрократических связей на гибкие; - привлечение сотрудников из других подразделений.
Проектные организационные структуры управления Проектные организационные структуры управления создаются для решения конкретной задачи (проекта) в конкретные сроки. Принципы построения: - концентрация всех ресурсов на решении конкретной задачи - формирование и работа на временной основе - включает необходимых специалистов и управленцев - адаптивный характер - привлечение высоко- профессиональных сотрудников Руководитель организации Руководитель проекта Г Руководитель проекта Б Руководитель проекта В Руководитель проекта А Инженер Экономист Программист... Физик Математик Программист...
Формирование организационных структур управления Процесс формирования ОСУ, как правило, включает три этапа. I этап – аналитический, когда исходя из миссии организации, целей и задач, анализируется теория и практика проектирования ОСУ. II этап – проектный, или департаментализация, т.е. выделение отделов (звеньев) и установление связей между ними. III этап – организационный, когда новая структура практически внедряется в организации.
Формирование организационных структур управления Принципы формирования: - количественный (оптимальное число сотрудников) - временной (целесообразна посменная или вахтовая работа) - технологический (цеха, участки) - профессиональный (специалисты с близкими специальностями) - функциональный (основные направления деятельности) - региональный (территориальный) - продуктовый - потребительский (рыночный) - инновационный (специальные центры венчурного типа)
Модификация организационных структур управления Направления реорганизации: - преобразования организаций (переход от «высоких» к «плоским») - развитие адаптивных принципов управления - симбиоз адаптивных и иерархических структур - образование конгломератов - формирование модульных и атомистических организаций - сокращение управленческого аппарата - оптимизация централизации и децентрализации - внедрение сетевых принципов организации
Спасибо за внимание