Отдел образования и молодежной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики Секционное занятие РМО учителей истории, права, обществознания и экономики Место проведения: МОУ «Тузимуратская ООШ» Вурнарского района Чувашской Республики Дата проведения: года Методологическая культура и методологическое мастерство педагога Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ «Абызовская СОШ» Вурнарского района Чувашской Республики Егорова И.Г.
Понимание методологии Методология- специальное учение о методах познания. Зародилось в учениях Ф.Бэкона, Р.Декарта, дальнейшее развитие оно получает в трудах Канта, Гегеля, Маркса. Методология - инструмент преобразования философского мировоззрения в познавательную и практическую деятельность Сопровождало всю историю философии.
Задача методологии "метод""прием" "технология""принцип""подход""идея""парадигма""логика "закон осуществление рефлексии над процессами мышления, выявление форм мыслительной деятельности
методология метод
Все познается в сравнении Методология любая методология включает в себя соответствующие ей методы, при чем не один метод, а совокупность методов, образующих единую систему методология же дает лишь общее направление Метод метод может указывать на методологию, в которую он включен, и в этом случае может употребляться как понятие, выражающее эту методологию, как синоним ее метод жестко детерминирует каждый шаг деятельности
С живым сравнивай, когда судишь о живом Метод метод - это совокупность приемов деятельности понятие "методологический прием" означает, что данный прием используется на протяжении всего периода деятельности Прием конкретный способ, деталь, элемент метода отдельное действие, элемент какого- нибудь процесса, деятельности
Наказание: прием или методология? В древнекитайской философии легизма наказание выступало в качестве методологии. Легисты видели в наказании путь решения общественных проблем. Наказание есть прием для наведения порядка и один из воспитательных методов.
Технология есть методология? Технология определяет характер деятельности от начала до завершения и выступает установкой для приемов. Цель технологизации - полная управляемость, получение стабильного результата, исключение недостатков, вызванных влиянием субъективных факторов. Технология направлена на практику. Технология привязана к данному конкретному виду деятельности. Технология конкретна, она требует точного повторения деятельности.
Понятие "принцип" и "методология" очень близки, но … Принципы – это требования к субъекту научной деятельности Принципы – это способ проверки научных знаний То есть они являются методологией этой проверки, а не методологией самого исследования Принцип может выходить за рамки методологии В одной методологии может использоваться несколько принципов
Подход и "парадигма" Подход – это чаще заимствование методологии других наук Понятие "парадигма" может использоваться как понятие "методология", но не исчерпывает его содержания
Логика тоже может выполнять роль методологии в тех случаях, когда она определяет направление и способы практической и познавательной деятельность человека, так как правила логики универсальны, имеют всеобщий характер. Методологию тоже можно свести к простому выведению одних высказываний из других, как это происходит в логике. Логика может совпадать с методологией, и тогда вместо понятия "логика" используется понятие "методология".
Так как в качестве методологических установок могут выступать приемы, принципы, логика, парадигмы, метод, исследовательская программа, философия, когда они являются основными положениями, определяющими общее направление деятельности, то понятие "методологическая культура" должно включать их в свое содержание.
Спасибо за внимание!