«Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как основа преемственности дошкольного и начального общего образования». Методист ИМЦ Э.В. Зубарева
Приоритетные направления ФГТ и ФГОС НОО: ФГТ:ФГОС НОО: Достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе В качестве главных результатов определяются не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Универсальные учебные действия: В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что дают универсальные учебные действия? обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия: личностные; регулятивные, включая саморегуляцию; познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; коммуникативные действия
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ : физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества…; любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… эмоционально отзывчивый… овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками... способный управлять своим поведением и планировать свои действия… способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту… имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Метапредметные и личностные результаты: Метапредметные результаты – это:Личностные результаты – это: - сформированные предпосылки универсальных учебных действий (УУД): 1) предпосылки познавательных УУД: - формирование ряда логических операций, - переход от эгоцентризма мышления к децентрации, суть предпосылок познавательных УУД отражают интегративные качества «любознательный, активный» и «способный решать интеллектуальные и личностные задачи»; - самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическое оценивание; - готовность ребенка к школьному обучению (мотивационная, эмоциональная, коммуникативная); - Я-концепция: - самооценка (формируется под влиянием взаимодействия с социальным окружением - семьей, близкими, значимыми взрослыми, в период предшколы на формирование самооценки начинают оказывать влияние оценки сверстников).
Метапредметные результаты – это:Личностные результаты – это: 2) предпосылки коммуникативных УУД: - коммуникативная готовность к школе, то есть сформированность у ребенка трех аспектов коммуникативной деятельности: - коммуникация как взаимодействие, - коммуникация как сотрудничество - коммуникация как условие интериоризации, т.е. формирования внутреннего плана сознания. Интегративное качество «овладевший средствами общения», является предпосылкой коммуникативных УУД. 3) предпосылки регулятивных УУД: - формирование произвольности поведения, суть предпосылки регулятивных УУД отражает интегративное качество «способный управлять своим поведением…» Сутью личностной готовности к школе является - «внутренняя позиция школьника», то есть готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль. Отражают личностные результаты такие интегративные качества, как: «имеющий первичные представления о себе…», «эмоционально отзывчивый….», «физически развитый…», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи…».