Муниципальный семинар «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО» Н.В.Долинина, Методист МОУ ИМЦ г. Амурск Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам: подведем итоги 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с «навыками 21 века» или ключевыми компетентностями: 1. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2. СОТРУДНИЧЕСТВО 3. КОММУНИКАЦИЯ 4. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6. САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ 7. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ 8.ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные навыки? При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)
Каким должно быть учебное задание? 3) Выяснить, как это можно отразить через компоненты учебного задания? 1)Сформулировать основной вопрос для оценки задания: 2) Описать «хорошее задание» ЧТО НАДО ДЛЯ ЭТОГО ВЫЯСНИТЬ?
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНВКИ раздаточные материалы (2-8)
Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок?
В знании норм (когнитивный компонент) В наличии позитивного или негативного отношения к нормам (ценностный компонент) В принятии или неприятии норм (эмоциональный компонент) В поведении (поведенческий компонент) Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок?
В какой мере задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать? Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию
«Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: описание «хорошего» задания
Требует выражения собственной позиции? Предполагает выражение/оценку ценностных суждений? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку? Ценностные установки: алгоритм принятия решения Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку?
Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ:
Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Поясните, какие чувства вы хотели отобразить. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ:
Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 4. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве. КОД ЗАДАНИЯ:
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ раздаточные материалы (2-7)
Личностный смысл учения и рефлексия: смысл понятий Личностный смысл учения: Выход в мотивационную сферу личности Зачем я учусь? Рефлексия: Способность рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?
Личностный смысл учения и рефлексия Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие личностного смысла учения и способности к рефлексии?
Личностный смысл учения и рефлексия Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие личностного смысла учения и способности к рефлексии? В потребностях и мотивах учебной деятельности В принятии или неприятии заданной педагогом учебной задачи и цели В умении осознать (осмыслить) цели, содержание и способы своей деятельности В умении оценить успешность/неуспешность своей деятельности
В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, её причинами ? Личностный смысл учения и рефлексия: основной вопрос к заданию
«Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: описание «хорошего» задания
Учащиеся соотносят результат с замыслом? Требует самооценки? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха? Личностный смысл учения и рефлексия: алгоритм принятия решения Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха?
Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: Задание 1 (для работы в группе) Примите участие в конкурсе на лучшее исполнение песни о школе. Выберите песню и вариант ее исполнения. Исполните выбранную песню. Как вы думаете, на какое место в конкурсе вы можете рассчитывать, если одно из основных конкурсных требований – интонационно верное исполнение песни в соответствии с ее художественно-образным содержанием?
Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: Задание 1 (для работы в группе) Примите участие в конкурсе на лучшее исполнение песни о школе. Выберите песню и вариант ее исполнения. Исполните выбранную песню. Как вы думаете, на какое место в конкурсе вы можете рассчитывать, если одно из основных конкурсных требований – интонационно верное исполнение песни в соответствии с ее художественно-образным содержанием? Все ли у вас получилось так, как вы задумали? Что бы вы сделали иначе в другой раз?
Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ:
Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Все ли у тебя получилось так, как ты задумал? Что не получилось? Почему? Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ:
Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: Задание 4 (для работы в группе). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи- те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось?
Оцените учебное задание. По необходимости и возможности измените его Работа в группах 1 группа - ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ - РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 2 группа - СОТРУДНИЧЕСТВО - КОММУНИКАЦИЯ 3 группа - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ - САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ, ПРИОБРЕТЕНИЕ, ПЕРЕНОС И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ раздаточные материалы (2-1)
Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: алгоритм принятия решения Требует приобретения знаний? Приобрете- ние знаний – основное требование? Задание междисциплинарное? НЕТ ДА т.е. создания, преобразования или более глубокого понимания известного? На что тратятся основные усилия, время? О чем говорят критерии?
Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Задание 1. Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с. Запиши название каждой группы. Образец ответа: 1)1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время КОД ЗАДАНИЯ:
Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Образцы ответов: 1)120, 580, 301 – трехзначные числа и 2) 52, 17 – двузначные числа ИЛИ: 1) 120, 580, 52 – четные числа и 2) 301, 17 – нечетные числа ИЛИ: иной вариант, отвечающий требованиям задания КОД ЗАДАНИЯ: Задание 2. Распредели на две группы числа: 120, 580, 301, 52, 17. Запиши название каждой группы. Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий
Задание 3. Четвероклассник Петя сказал, что он может поднять вес, равный 5390 г. Может ли его ответ быть правдивым? Поясни свой ответ. Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий КОД ЗАДАНИЯ: Умение: выбирать величину, соответствующую сути конкретной математической ситуации, факта (при измерении длины, массы, времени, оценке Протяженности, стоимости и т.д.)
Задание 4 (для работы в паре). Придумайте каждый свою задачу о четверо- класснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своем листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике составленную им/ей задачу. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия и решите их снова. КОД ЗАДАНИЯ: Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий
РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ раздаточные материалы (2-2)
Есть ли у учащихся выбор? Решение проблемы – основное требование? Требуется воплощение в жизнь? НЕТ ДА НЕТ ДА Требуется воплощение в жизнь? Решение проблем: алгоритм принятия решения На что тратятся основные усилия, время? О чем говорят критерии?
Решение проблемы: оценка (кодировка) учебных заданий Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Задание 1. Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с. Запиши название каждой группы. Образец ответа: 1)1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время КОД ЗАДАНИЯ:
Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве Задание 2. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них четыре, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий
Задание 3. Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий
Задание 4. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий
РАБОТА НАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ШКОЛЫ: приложения по формированию и оценке достижения планируемых результатов
Проектирование учебного процесса и системы текущей и промежуточной оценки
1. Рассмотрите ближайшую тему, которую вам предстоит изучать. Открывает ли она возможности для формиро- вания ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Требуется ли это планируемыми результатами её освоения? Если ответ ДА. Проанализируйте с этой точки зрения используемую вами систему заданий. Выберите – или составьте – одно-два задания на формирование ценностно-смысловых установок. Если ответ НЕТ. Выполните это задание для следующей темы. Рекомендуемая последовательность выполнения
2. В каких темах этого и следующего учебного года в соответствии с планируемыми результатами вам будут нужны задания на формирование ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Укажите названия этих тем и ориентировочные сроки их изучения. Рекомендуемая последовательность выполнения
Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты Использованы слайды презентации Использованы слайды презентации «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО», автор Логинова О.Б., заместитель руководителя Научно- образовательного центра издательства «Просвещение», к.п.н.