Муниципальный семинар «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО» Н.В.Долинина, Методист МОУ ИМЦ г. Амурск Конструирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практический семинар МБОУ Рождественская СОШ 20 марта 2013 год.
Advertisements

11 Разработка современных образовательных технологий ИКТ как инструмент реализации парадигмы деятельностного развития – важнейшей особенности ФГОС Т.И.Галишникова,
Основная идея: если мы научимся оценивать качество учебного задания с позиции его эффективности для формирования нужного навыка (метапредметного результата),
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва июль, 2010 Конструирование и оценка учебных заданий: личностные.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Конструирование учебных заданий По материалам Логиновой О.Б.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва ноябрь, 2010 Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
1)Изменится ли качество образования с введением ФГОС? 2)Дает ли новый законопроект большую экономическую свободу? 3)Нужен ли дошкольному образованию ФГОС?
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Транксрипт:

Муниципальный семинар «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО» Н.В.Долинина, Методист МОУ ИМЦ г. Амурск Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам: подведем итоги 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с «навыками 21 века» или ключевыми компетентностями: 1. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2. СОТРУДНИЧЕСТВО 3. КОММУНИКАЦИЯ 4. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6. САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ 7. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ 8.ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные навыки? При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)

Каким должно быть учебное задание? 3) Выяснить, как это можно отразить через компоненты учебного задания? 1)Сформулировать основной вопрос для оценки задания: 2) Описать «хорошее задание» ЧТО НАДО ДЛЯ ЭТОГО ВЫЯСНИТЬ?

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНВКИ раздаточные материалы (2-8)

Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок?

В знании норм (когнитивный компонент) В наличии позитивного или негативного отношения к нормам (ценностный компонент) В принятии или неприятии норм (эмоциональный компонент) В поведении (поведенческий компонент) Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок?

В какой мере задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать? Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию

«Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: описание «хорошего» задания

Требует выражения собственной позиции? Предполагает выражение/оценку ценностных суждений? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку? Ценностные установки: алгоритм принятия решения Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку?

Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ:

Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Поясните, какие чувства вы хотели отобразить. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ:

Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 4. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве. КОД ЗАДАНИЯ:

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ раздаточные материалы (2-7)

Личностный смысл учения и рефлексия: смысл понятий Личностный смысл учения: Выход в мотивационную сферу личности Зачем я учусь? Рефлексия: Способность рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?

Личностный смысл учения и рефлексия Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие личностного смысла учения и способности к рефлексии?

Личностный смысл учения и рефлексия Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие личностного смысла учения и способности к рефлексии? В потребностях и мотивах учебной деятельности В принятии или неприятии заданной педагогом учебной задачи и цели В умении осознать (осмыслить) цели, содержание и способы своей деятельности В умении оценить успешность/неуспешность своей деятельности

В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, её причинами ? Личностный смысл учения и рефлексия: основной вопрос к заданию

«Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: описание «хорошего» задания

Учащиеся соотносят результат с замыслом? Требует самооценки? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха? Личностный смысл учения и рефлексия: алгоритм принятия решения Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха?

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: Задание 1 (для работы в группе) Примите участие в конкурсе на лучшее исполнение песни о школе. Выберите песню и вариант ее исполнения. Исполните выбранную песню. Как вы думаете, на какое место в конкурсе вы можете рассчитывать, если одно из основных конкурсных требований – интонационно верное исполнение песни в соответствии с ее художественно-образным содержанием?

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: Задание 1 (для работы в группе) Примите участие в конкурсе на лучшее исполнение песни о школе. Выберите песню и вариант ее исполнения. Исполните выбранную песню. Как вы думаете, на какое место в конкурсе вы можете рассчитывать, если одно из основных конкурсных требований – интонационно верное исполнение песни в соответствии с ее художественно-образным содержанием? Все ли у вас получилось так, как вы задумали? Что бы вы сделали иначе в другой раз?

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ:

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. Все ли у тебя получилось так, как ты задумал? Что не получилось? Почему? Умение: создавать простую композицию в пространстве. КОД ЗАДАНИЯ:

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: Задание 4 (для работы в группе). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи- те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось?

Оцените учебное задание. По необходимости и возможности измените его Работа в группах 1 группа - ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ - РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 2 группа - СОТРУДНИЧЕСТВО - КОММУНИКАЦИЯ 3 группа - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ - САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ, ПРИОБРЕТЕНИЕ, ПЕРЕНОС И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ раздаточные материалы (2-1)

Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: алгоритм принятия решения Требует приобретения знаний? Приобрете- ние знаний – основное требование? Задание междисциплинарное? НЕТ ДА т.е. создания, преобразования или более глубокого понимания известного? На что тратятся основные усилия, время? О чем говорят критерии?

Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Задание 1. Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с. Запиши название каждой группы. Образец ответа: 1)1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время КОД ЗАДАНИЯ:

Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Образцы ответов: 1)120, 580, 301 – трехзначные числа и 2) 52, 17 – двузначные числа ИЛИ: 1) 120, 580, 52 – четные числа и 2) 301, 17 – нечетные числа ИЛИ: иной вариант, отвечающий требованиям задания КОД ЗАДАНИЯ: Задание 2. Распредели на две группы числа: 120, 580, 301, 52, 17. Запиши название каждой группы. Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий

Задание 3. Четвероклассник Петя сказал, что он может поднять вес, равный 5390 г. Может ли его ответ быть правдивым? Поясни свой ответ. Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий КОД ЗАДАНИЯ: Умение: выбирать величину, соответствующую сути конкретной математической ситуации, факта (при измерении длины, массы, времени, оценке Протяженности, стоимости и т.д.)

Задание 4 (для работы в паре). Придумайте каждый свою задачу о четверо- класснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своем листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике составленную им/ей задачу. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия и решите их снова. КОД ЗАДАНИЯ: Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: оценка (кодировка) учебных заданий

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ раздаточные материалы (2-2)

Есть ли у учащихся выбор? Решение проблемы – основное требование? Требуется воплощение в жизнь? НЕТ ДА НЕТ ДА Требуется воплощение в жизнь? Решение проблем: алгоритм принятия решения На что тратятся основные усилия, время? О чем говорят критерии?

Решение проблемы: оценка (кодировка) учебных заданий Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Задание 1. Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с. Запиши название каждой группы. Образец ответа: 1)1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время КОД ЗАДАНИЯ:

Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве Задание 2. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них четыре, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий

Задание 3. Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий

Задание 4. Используя пластилин или глину, создай объемную композицию из двух фигур на тему «Я и мой друг». Оцени свою композицию. КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий

РАБОТА НАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ШКОЛЫ: приложения по формированию и оценке достижения планируемых результатов

Проектирование учебного процесса и системы текущей и промежуточной оценки

1. Рассмотрите ближайшую тему, которую вам предстоит изучать. Открывает ли она возможности для формиро- вания ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Требуется ли это планируемыми результатами её освоения? Если ответ ДА. Проанализируйте с этой точки зрения используемую вами систему заданий. Выберите – или составьте – одно-два задания на формирование ценностно-смысловых установок. Если ответ НЕТ. Выполните это задание для следующей темы. Рекомендуемая последовательность выполнения

2. В каких темах этого и следующего учебного года в соответствии с планируемыми результатами вам будут нужны задания на формирование ценностно-смысловых установок (рефлексии, сотрудничества …)? Укажите названия этих тем и ориентировочные сроки их изучения. Рекомендуемая последовательность выполнения

Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты Использованы слайды презентации Использованы слайды презентации «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО», автор Логинова О.Б., заместитель руководителя Научно- образовательного центра издательства «Просвещение», к.п.н.