Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес учащихся к предмету?
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас Д.Г. Левитас
На заседании 3 МК преподавателей ООД г были рассмотрены вопросы: Что такое результат на уроке? Что такое результат на уроке? Взаимосвязь цели и результата на уроке? Взаимосвязь цели и результата на уроке? Взаимосвязь содержания и результата на уроке? Взаимосвязь содержания и результата на уроке? Учёт особенностей учащихся и их влияние на результат Учёт особенностей учащихся и их влияние на результат урока? урока?
Были выявлены проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Были выявлены проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Обсуждены методы и формы обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся. Обсуждены методы и формы обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся. Познакомлены с разработками дополнительных мер, направленных на создание условий для обучения детей, имеющих различные способности. Познакомлены с разработками дополнительных мер, направленных на создание условий для обучения детей, имеющих различные способности.
Дифференциация обучения Дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создаётся комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. Дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создаётся комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
Индивидуализация обучения Индивидуализация обучения взаимодействие учителя с группой учащихся или с одним учеником по индивидуальной модели с учётом личных способностей и особенностей. взаимодействие учителя с группой учащихся или с одним учеником по индивидуальной модели с учётом личных способностей и особенностей.
Значение уровневой дифференциации Значение уровневой дифференциации учебные возможности ученика; учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке. опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.
Положительные стороны дифференциации исключение уравниловки и усреднения учащихся; исключение уравниловки и усреднения учащихся; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение учащихся в группы равных по способностям детей для облегчения учения и усвоения предметного материала; объединение учащихся в группы равных по способностям детей для облегчения учения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся. создание щадящих условий для слабых учащихся.
Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес ученика к предмету? Как развить у учеников интерес к предмету? Как развить у учеников интерес к предмету? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие формы организации обучения работает на развитие личности ребёнка? Какие формы организации обучения работает на развитие личности ребёнка? Как индивидуализировать обучение на уроке? Как индивидуализировать обучение на уроке?
Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.
Мотивационная сфера учения учащихся определяется следующими понятиями: это внутреннее отношение учащихся к учению. Психологи отмечают, что смысл учения это сложное личностное образование, которое включает два момента: 1.Осознание ребенком объективной значимости учения; 2.Понимание ребенком субъективной значимости учения. это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересован- ность в его совершении; это направленность учащихся на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения; это реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащихся, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Смысл учения Мотив учения Постановка целей ИнтересыЭмоции это познавательно- эмоциональное отношение учащихся к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы. познавательн ые мотивы социальныемотивы направленность на изучение материала по предмету; направленность на изучение материала по предмету; процесс познания; процесс познания; приёмы приобретения знаний; приёмы приобретения знаний; организация учебного труда; организация учебного труда; самообразование. самообразование. направленность на общение с людьми; направленность на общение с людьми; отношения с другими людьми; отношения с другими людьми; стремление занять определённое место среди сверстников; стремление занять определённое место среди сверстников; заслужить авторитет; заслужить авторитет; осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия. осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия.
содержание учебного компонента; методы и средства обучения; организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося. Урок Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты:
Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Способствовать развитию как сильных, так и слабых учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности. При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока :
Большую роль в создании мотивации играют цели урока Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока; Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков); Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить необходимые изменения Цели урока:
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель Привлекательная цель Удивляй! Удивляй! Отсроченная отгадка Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Фантастическая добавка Лови ошибку! Лови ошибку! Практичность теории Практичность теории Пресс – конференция Пресс – конференция Вопрос к тексту Вопрос к тексту
Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;
Вывод: МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский