Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться. А.С. Макаренко
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая: осуществляется добровольно; управляется самим человеком; необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Три стадии профессионального становления педагога (классификации Р. Фуллера) "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями); "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности); "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Формы организации самообразования 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. 2. Получение второго высшего образования или второй специальности. 3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. 4. Индивидуальная работа по самообразованию. 5. Сетевые педагогические сообщества (Интернет-государство учителей (intergu.ru); Педсовет.org (pedsovet.org); Завуч.Инфо (zavuch.info); Российский общеобразовательный портал ( Открытый класс ( Сеть творческих учителей (it-n.ru).
Этапы работы над темой самообразования Этапы Выступления по теме самообразования 1 й год Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач Выступление с сообщением на МО 2 й год Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы Выступление с докладом на педсовете 3 й год Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование Выступление на городском МО, семинаре 4 й год Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации Выступление на городской, республиканской конференциях, открытые уроки 5 й год Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите Выступление на городской, окружной, региональной конференциях, открытые уроки, публикации в специализированных научно- методических журналах, мастер- классы для педагогов 1 год - Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач 2 год - Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы 3 год - Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование 4 год - Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации 5 год - Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите