С С Белгородский региональный институт ПКППС Кафедра управления образовательными системами Савина Н.М.
ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ИННОВАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НЕОЛОГИЯ Сравнительная Педагогическая аксиология Инновационная праксиология
ОБЩЕНАУЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ инновационная деятельность инновационное обучение, образование инновационная доктрина инновационная идея инновационная программа ИННОВАТИКА новое, новизна, новация, инновация, новшество, нововведение инновационный проект исследование, эксперимент
Новизна Абсолютная Субъективная Псевдо новизна Относительная (Местная, частная, условная) Понятие нового, новизны
Новшество, инновация, нововведение Новшество ? Нововведение = инновация
Инновации это содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания (Р.Н.Юсуфбекова) Нововведение - внедрение тех или иных новшеств в образовательную систему, освоение новых технологий, приемов, улучшение методов организации и управления образовательным процессом Инновации актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.("Новые ценности в образовании")
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент - метод педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент - метод педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Исследование - сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами. Исследование - сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами.
Организационное управление Инновационная идея Инновационный проект Инновационная программа Инновационная концепция Инновационная доктрина
инновационное обучение инновационное обучение инновации в системе образования
технологических инноваций - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии экономических инноваций - новые экономические механизмы в сфере образования педагогических инноваций - новые методы и приемы преподавания и обучения организационных инноваций - новые организационные структуры и институциональные формы Современная образовательная система представляет собой единство: Современная образовательная система
3. Организация новых институциональных форм и структур (институты диктанта, интернет-центры, интернет-клубы и пр.) 1. Разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом обучения и т.п.) 2. Объединение преподавателей, специалистов по ИТ и организаторов учебного процесса в группы, команды, для разработки и предоставления дистанционных курсов)
6. Механизм экономии от масштаба образовательной деятельности 1. Новые механизмы государственного финансирования образования 2. Диверсификация источников финансирования образования 3. Студенческое самофинансирование 4. Налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования 5. Новые механизмы оплаты труда в сфере образования 1919
4. Структурные изменения в педагогической системе 2. Новая образовательная среда 3. Новый стиль работы преподавателей 1. Новые педагогические методы и приемы
разработки способов организации и управления инновационной деятельностью и овладения педагогическими технологиями Инновационная деятельность образовательного учреждения поиск путей достижения нового социального заказа и других аспектов жизнедеятельности учебных заведений в новых социально-экономических условиях определение стратегии развития своего учебного заведения поиск образцов организации проектирование и планирования предстоящей деятельности поиск образцов организации инновационной деятельности создание необходимых условий способствующих повышению качества образования поиск путей и способов их совместного решения глубокая теоретическая подготовка и практическая проработанность в вопросах анализа конкретных затруднений
1. В содержании - содержательные 2. В технологии - технологические - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии 3. В экономических механизмах - экономические - новые экономические механизмы Сфера, в которой осуществляется инновация (продолжение) 1. Культурологические 2. Технологические По практической направленности 1. Внешняя (извне) 2. Внутренняя Основа возникновения инновации Инновации Критерий п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям продолжение
4. Педагогические - новые методы и приемы преподавания и обучения, новая образовательная среда; новый стиль работы преподавателя; достижение нового качества образования, то есть изменения составляющих образовательного процесса, принципиально влияющих на цели (задачи) образования, характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса на содержание деятельности ученика и педагога, на использование новых технологий (цели, способы, приемы, формы организации образовательного процесса, учебный материал), на сохранение здоровья как физического, так и психического участников образовательного процесса и т.п. (продолжение) Сфера, в которой осуществляется инновация 3 Инновации Критерий п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям продолжение
1. Системные 2. Модульные 3. Частные (локальные) Масштаб 1. Массовые, глобальные, фундаментальные 2. Частичные, малые, мелкие Широта и глубина охвата 5. В организации - организационные инновации - новые организационные структуры и институциональные формы 6. В системе управления управленческие - новые методы, способы, приемы управления (продолжение) Сфера, в которой осуществляется инновация Инновации Критерий п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям продолжение
1.Стихийный, спонтанный, случайный 2. Систематический (плановый) Способ возникновения 1. Модификационные 2. Комбинаторные 3. Радикальные Инновационный потенциал 1. Стихийный 2. Целенаправленный 3. Общественный Способ распространения Инновации Критерий п/п Классификация инноваций по критериальным основаниям Инновацию отличает четко выраженная инициативность субъектов реализующих ее
Этапы развития инновационных процессов определение потребностей в изменениях сбор информации и анализ ситуации предварительный выбор и самостоятельная разработка нововведения принятие решения об усвоении внедрение институализация
6. Управленческая структура 2. Субъектная структура 3. Уровневая структура 4. Содержательная структура 5. Структура жизненного цикла 1. Деятельностная структура Полиструктурный инновационный процесс М.М. Поташник М.М. Поташник Организационная структура