Подходы к разработке программы информатизации школы
Из каких элементов (блоков) должна состоять программа?
Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий? План Программа Что мы можем сделать?Что нам необходимо сделать, чтобы достичь нашей цели? План составляется от сегодняшнего дня вперед Программа составляется от конечного результата к сегодняшней ситуации
Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Создание единого информационного пространства на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в образование за счет усовершенствования и адаптации традиционных технологических решений и образовательных проектов и разработки новых моделей, адекватных современным условиям. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям?
Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Создание единой образовательной среды школы с использованием компьютерной техники и информационных технологий.
Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Создание информационной системы образования, которая включает в себя предоставление условий для формирования у учащихся потребностей и способностей к использованию ПК в учебе, а также расширение возможностей педагогов к применению ИКТ в учебно- воспитательном процессе.
Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Создание условий для повышения качества и эффективности образовательных услуг через внедрение и активное использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.
Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Развитие конкурентоспособности школы во внешней среде за счет повышения качества образования на основе использования современных инновационных технологий, средств обучения и воспитании.
Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности посредством интеграции ИКТ в систему жизнедеятельности школы.
Анализ реальной ситуации Анализ ситуации может предварять в программе постановку цели, а может остаться за рамками программы (текста). Но работа по анализу ситуации обязательно должна быть проведена. Качественно и полно представить анализ ситуации может помочь заполнение анкеты информатизации ОУ. Анализ ситуации необходимо завершить постановкой проблем. Ресурсы Условия Кадры Анализ ситуации На что надо обратить внимание при анализе ситуации? Технические Материальные … Организационные Внешние … Готовность педагогов внедрять Готовность администрации управлять Потребности учеников Запрос родителей
Анализ реальной ситуации Кадровые проблемы: 1. Снижение качества преподавания. 2. Недостаточный уровень подготовки педагогов к использованию ИКТ – технологий на уроках. 3. Недостаточная готовность учащихся ориентироваться в реальных жизненных ситуациях. Организационные проблемы и проблемы доступа ИКТ: 1. Неравенство в доступе к образовательным услугам; отдалённость от областных центров (восполняется путём формирования системы дистанционного обучения). 2. Несоответствие нормативно-правовой базы задачам информатизации образования (в уставе школы и локальных актах не прописаны задачи информатизации образования). Технологические проблемы: 1. Нет единой локальной сети, системных администраторов. Четко ли сформулированы проблемы?
Анализ реальной ситуации Материально-технические проблемы: 1. Ниже районного показателя оснащенность учащихся школы современной компьютерной техникой; сохраняется потребность обеспечения предметных кабинетов школы средствами информационно-коммуникационных технологий; 2. Сложно решается вопрос обеспечения сохранности компьютерной техники. Недостаток финансовых средств не позволяет установить надежные двери во всех учебных кабинетах, что снижает эффективность использования и уровень доступности компьютеров для учителей и учащихся; 3. В школе имеется один компьютерный класс для преподавания предмета информатики, создается второй кабинет ИКТ; есть компьютеры на рабочих местах библиотекаря, педагога – психолога, администрации школы, секретаря и др, но все имеющиеся компьютеры не связаны между собой школьной локальной сетью, что создает определенные трудности в поддержании и использовании имеющихся баз данных. Кадровые ресурсы: 1. Открытым остается вопрос о готовности педагогов к применению информационно- коммуникационных технологий: высокий процент ИКТ-грамотности (обученности пользованию ПК), но низок процент ИКТ-компетентности, поэтому педагоги- предметники редко применяют свои знания и умения в практической деятельности (или совсем их не используют). Уровень готовности учителей к использованию современных средств информационных технологий в образовательной практике не превышает 30 %. 2. Нет опыта работы у педагогов, в недостаточной степени разработаны методики преподавания отдельных дисциплин с использованием средств ИКТ. 3. Невысока активность педагогов по вовлечению учащихся к участию в конкурсах творческих работ и личному участию в конкурсах педагогических инициатив. Четко ли сформулированы проблемы?
Разработчики и исполнители программы В рамках проекта информатизации предполагается, что каждая школа создаст свою школьную команду. Нормативно школьная команда определяется приказом директора. Школьная команда осуществляет реальные действия по достижению результатов. Школьная команда всем своим составом отвечает за реализацию программы. Внутри школьной команды обязанности распределяются в соответствии с отдельными проектами. Проект как отдельное направление работы, как элемент программы может иметь своих исполнителей. Как правило, есть конкретный человек, отвечающий за выполнение данного проекта. Ему в помощь могут быть назначены дополнительные люди. Важно, чтобы исполняющий данный проект точно знал, что именно он должен делать, в какие сроки, что именно произойдет в результате.
Задачи Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи. Задачи и цель должны быть согласованы. Если есть «лишняя» задача, то цель должна быть переформулирована. Если поставленных задач не достаточно для достижения цели, то список задач должен быть дополнен. Цель: Достижение устойчивых изменений в работе школы по применению новых современных информационных и коммуникационных технологий с целью обеспечения школьников и педагогов цифровыми образовательными ресурсами. Задачи: 1. внедрить программу «Хронограф-школа» для повышения уровня информатизации труда с целью документооборота; 2. внедрение и использование дистанционного обучения для профильного и предпрофильного обучения учащихся, участия в эвристических олимпиадах; 3. поддержка и стимулирование инициатив педагогов, школ, использующих ИКТ– технологии в образовательном процессе; 4. повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ-технологий. Согласованы ли примеры целей и задач?
Задачи Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи. Задачи и цель должны быть согласованы. Если есть «лишняя» задача, то цель должна быть переформулирована. Если поставленных задач не достаточно для достижения цели, то список задач должен быть дополнен. Цель: Создание условий для формирования конкурентоспособного, социально адаптированного выпускника. Задачи: 1. Развитие материально-технической базы школы и создание единого информационного пространства. 2. Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса. 3. Создание условий для активного развития творческих способностей учащихся. 4. Управление школой на основе внедрения средств ИКТ. Согласованы ли примеры целей и задач?
Задачи Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи. Задачи и цель должны быть согласованы. Если есть «лишняя» задача, то цель должна быть переформулирована. Если поставленных задач не достаточно для достижения цели, то список задач должен быть дополнен. Цель: Создание единой информационно- образовательной среды как условие нового качества предоставляемых гимназией образовательных услуг. Задачи: 1. Организация курсов повышения квалификации педагогических и административных работников гимназии на базе МОУ и методического центра; 2. Обеспечение методического сопровождения формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у учащихся и педагогов гимназии на базе ресурсного центра гимназии; 3. Создание единой информационно- образовательной среды на основе «Хронографа»; 4. Активное использование ИКТ педагогами и учащимися в образовательном процессе, внеурочной, научно-исследовательской, проектной деятельности. Согласованы ли примеры целей и задач?
Проекты В данной структуре ни задачи, ни проекты не обособляются. Соответственно, результаты не складываются, а возникают как единый совокупный продукт. Проекты могут выполняться как параллельно, так и последовательно. Весь коллектив работает «единым фронтом», становится более сплоченным, что также способствует успеху. Но управление такой деятельностью усложняется. Какова возможная структура ПИШ? Результат – единый совокупный продукт.
Проекты Цель: Создание единой информационно-образовательной среды как условие нового качества предоставляемых гимназией образовательных услуг. Задачи Проекты Организация курсов повышения квалификации педагогических и административных работников гимназии на базе МОУ и методического центра Ресурсный кабинет – обеспечение информационной и технической поддержки и доступ к современным образовательным информационным ресурсам Обеспечение методического сопровождения формирования компетентности в области ИКТ у учащихся и педагогов гимназии на базе ресурсного центра гимназии Развитие информационного взаимодействия школы с внешкольной средой посредством дистанционных технологий Создание единой информационно- образовательной среды на основе «Хронографа» Повышение ИКТ – компетентности учителей предметников, использование ЦОР в педагогической деятельности Активное использование ИКТ педагогами и учащимися в образовательном процессе, внеурочной, научно- исследовательской, проектной деятельности Программы «Хроно Граф» – основа создания единой информационно- образовательной среды
Результаты программы Критерием всей программы является ее результат. Цель может быть сформулирована в общем виде, она отвечает на вопрос, чего мы хотим достичь. Результат программы отвечает на вопрос: что конкретно изменится на уровне данной школы по завершении программы. Результат конкретнее и нагляднее. Цель программы и ее результат – взаимосвязаны. Чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться. Достижение результата «доказывается» индикативными показателями. «Хорошая» ПИШ – согласованность всех элементов, взаимосвязь цели и результата, реалистичные и измеряемые результаты. согласованы взаимосвязаны реалистичны измеряемы Цель Результат Индикативные показатели
Результаты программы Цель Результат Повысить качество образования в ОУ Использовать информационные технологии при обучении по следующим учебным предметам (приведен перечень). Добиться базового уровня ИКТ-компетентности школьников по окончании 9 класса. Связаны ли цели и результаты?
Результаты программы Цель Результат Повысить качество образования в ОУ Использование проектной деятельности школьников на уроках физики. Использование компьютерного тестирования на уроках физики. Связаны ли цели и результаты?
Результаты программы Чем мерить будем? Индикативные показатели: 1) Количество выпускников 9-х классов, овладевших ИКТ – 100 %. 2) Количество педагогических и административных работников гимназии, повысивших свою квалификацию в области ИКТ на базе гимназии: первый год – 60 % педагогов; второй год – 100 %; на базе методического центра: первый год – 40 % педагогов; второй год – 60 %; третий год – 100 %. 3) Регулярное (еженедельное) обновление сайта гимназии. 4) Создание и расширение локальной сети для более эффективного управления образовательным процессом гимназии. 5) Уровень доступности компьютеров и Интернет для учителей и учеников оптимальный. 6) Количество компьютеров на одного ученика. Результаты: 1) Овладение учащимися ИК-технологиями (на профильном уровне в том числе); 2) Повышение квалификации педагогов в области ИК- технологий как средство формирования ИКТ- компетентности; 3) Функционирование гимназического ресурсного центра, в котором педагоги гимназии получают постоянную методическую и техническую поддержку; 4) Доступность современных образовательных информационных ресурсов; 5) Организация дистанционных проектов: олимпиад, занятий «Телешколы», обучение одаренных детей и детей, обучающихся на дому. 6) Единая информационно-образовательная среда; 7) Новое качество гимназического образования – школы культуротворческого типа
Паспорт программы информатизации Наименование программы (возможно раздела программы развития ОУ) Может не иметь отдельного названия Цели и задачи программы Основные индикативные показатели программы Сроки реализации программы Определяется сроками Проекта Исполнители программы Школьная команда Объемы и источники финансирования Бюджетные Внебюджетные Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Система контроля за исполнением - текущий и итоговый анализ реализации проектов; - ежемесячная аналитическая оперативка школьной команды; - отчеты в органы управления образования и методический центр.
В помощь разработчикам ПИШ Анкета состояния информатизации школы Получить из системы реальное состояние информатизации, пути развития и программу информатизации школы
Распределение ОУ по кластерам 5 кластер МОУ "Верхнелузинская ООШ" 6 кластер МОУ "Савалеевская СОШ" МОУ "Сармашбашская СОШ" МОУ "Бухарайская СОШ" МОУ "Верхнебагряжская ООШ" МОУ "Сарсаз-Багряжская СОШ" МОУ "Кадыровская СОШ" МОУ "Новоспасская СОШ" МОУ "Поручиковская СОШ" МОУ "Урсаевская СОШ" МОУ "СОШ 2" МОУ "СОШ 3" МОУ "СОШ 5" МОУ "Татарская гимназия" МОУ "ООШ 8" 8 кластер МОУ "Аксаринская СОШ" МОУ "Кабан-Бастрыкская СОШ" МОУ "Чубуклинская СОШ МОУ "Старомавринская СОШ" 9 кластер МОУ "Нижнебишевская СОШ" МОУ "Тюгеевская СОШ" МОУ "СОШ 4" МОУ "СОШ 6" МОУ "СОШ 7" 11 кластер МОУ "СОШ 1" 12 кластер МОУ "Верхненалимская СОШ" МОУ "Александро-Слободская СОШ" МОУ "Буракиртинская СОШ" МОУ "Верхнепинячинская СОШ" МОУ "Верхнешипкинская СОШ" МОУ "Бегишевская СОШ" МОУ "Гулькинская ООШ" МОУ "Светлоозёрская СОШ" МОУ "Старотокмакская СОШ"
Пять уровней информатизации школы Начальный уровень 2 Уровень становления 3 Уровень развития 4 Уровень трансформации 5 Уровень широкого применения ИКТ Уровень Цифровой школы