Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование
Определение профориентации Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Профориентация реализуется через учебно- воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская) информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
Цель профориентационной работы в школе: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи профориентационной работы: получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; повышение уровня информированности учащихся о профессиях
Принципы профориентационной работы в школе Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы ззанятости, общественных молодежных организаций. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональной просвещение; Профессиография; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный подбор; Профессиональная адаптация.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: Первый этап пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора)- для учащихся 1 -7 классов. цель – развивать интересы и способности школьников, создавать поля самоактуализация учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1 ступень(1-4 кл.) Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов 2 ступень (5-7 кл.).3 ззнакомство с профессиями родителей. Изучение способностей учащихся. 3 ззнакомство с миром профессий, с востребованными профессиями. Анкетирование о возможностях допрофессионального образования Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: Второй этап- активно- поисковый – для учащихся 8-9 классов. цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого- педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса)
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 3 ступень(8-9 кл.) Активизация интереса к выбору профессии..Формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение. Проба сил в централизованном тестировании. Уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий. Углубленное изучение предметов.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: Третий этап - профессиональное определение учащихся классов. цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 4 ступень(10-11 кл.) Углубленное изучение предметов, Курсовая подготовка в учреждениях профессионального образования Участие в научных обществах. Тематические экскурсии. Анкетирование. Встречи с центром 3 занятости районного центра.
Профориентационная работа педагога- психолога в школе: изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создает базу данных по профдиагностике.
Направления и формы профориентационной работы в школе: Организационно-методическая деятельность Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Направления и формы работы: Работа с учащимися: Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры; Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). Анкетирование; Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия); Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Направления и формы работы: Работа с родителями проведение родительских собраний, (общешкольных, классных); лектории для родителей; индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей учащихся; привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами; привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций; помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников; создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Примерные мероприятия: Оформление кабинета, уголка по профориентации: Твоя профессиональная карьера В мире профессий Слагаемые выбора профессии Оформление стенда (общешкольный). Образовательная карта г. Москвы. (учебные заведения) В помощь выпускнику, Куда пойти учиться.
Примерные мероприятия: Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению; Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно- прикладного творчества, спортивно-технических, художественных; Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов по теме: «Твоя профессиональная карьера»; «Выбор профессии»;
Примеры организационной работы по профориентации в школе: Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть«; Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, профориентационными центрами округа; Оформление и обновление общешкольного стенда "Профессии, которые нам предлагают". Создание из числа старшеклассников группы проф информаторов для работы с младшими школьниками.
Примеры работы с педагогическим коллективом школы по профориентации: Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.; Организовать для педагогов и кл. рук.. цикл семинаров по теме : Теория и практика профориентационной работы". Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий.
Примерные темы для рассмотрения на методических объединениях по вопросам профориентации: Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии. Система образования в России; Система профориентащюнной работы в городе, в школе; Методика профориентационной работы по возрастным группам; Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками; Методические основы профориентации во внеклассной работе; Работа с учащимися по интересам; Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации; Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии; Профориентация в процессе изучения основ наук.
Работа с родителями: Организовать для родителей лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении". Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования. Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий. Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения. Спланировать проведение родительских собраний (общешко ль пых, классных). Анализ рынка труда и востребованости профессий в регионе Медицинские аспекты при выборе профессии Привлекать родителей к оформлению профорнентац уголков, кабинетов профорнентац. стендов, к организации экскурсий. Привлекать родителей к руководству кружками по интересам.
Работа с родителями: Круглый стол для учащихся и их родителей по теме: Выбираем свой путь с участием представителей учебных заведений колледжей экономики и права, пед. образования, информатики и права, училищ, лицеев. Круглый стол Выбираем свой путь для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
Проформентационная работа с учащимися: Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленности. Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений. Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся. Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. Праздник Город Мастеров, Встреча с Самоделкиным Кл. час Есть такая профессия – Родину защищать Конкурс рисунков Моя будущая пофессия ; «Мама, папа на работе Фестиваль профессий Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"Организация и проведение с уч- ся выставок В мире профессий Транспорт, Военные профессии Информационные технологии.
Профориентационная работа с учащимися: Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед. Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) Сто дорог – одна твоя Как претворить мечты в реальность Легко ли быть молодым К чему люди стремятся в жизни Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. Организация экскурсий и встреч со специалистами Центра ззанятости.Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Зззнакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. Создание портфолио учащегося. Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся. Участие в конкурсах декоративно- прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.