Тьюторство как фактор развития образовательной практики Н.В.Муха, г.Томск
Предмет обсуждения Тьюторство как фактор изменения образовательного уклада и базовых характеристик образовательного процесса школы Технологические и методические ресурсы тьюторства для выстраивания горизонтов, мотивов и опор развития образовательной компетентности. Инновационная инфраструктуры развития тьюторской практики как фактора развития образовательной практики в целом.
«Присутствие» тьюторства в школе Тьюторство вводится в для компенсации/коррекции существующего традиционного уклада, академической направленности учебного процесса Тьюторство как рамка для всей пед. деятельности – изменение идеологии процесса: не обучение, а сопровождение самостоятельного учения
Результаты образования - результаты тьюторской деятельности Субъектность по отношению образованию (инициативность, самостоятельность и ответственность) Рефлексия способов собственного движения Самоопределение по отношению к будущему и настоящему Управление ресурсами собственного образовательного движения
Тьюторство как фактор изменения образовательного уклада и базовых характеристик образовательного процесса школы
Эффекты развития образовательной практики школы за счет введения тьюторства Ценность и средства удерживания в фокусе образовательного процесса: Целостности образования ребенка Образовательного заказа и ожиданий семьи Образовательной программы ступени, класса
Образовательная программа класса как объект тьюторского удерживания и управления Согласование действий учителей в поле неучебных/надпредметных результатов Удерживание особенностей и задач возраста, периода обучения Формирование детско-взрослого образующегося сообщества (дети, родители, педагоги, …) Задание рефлексивных фокусов для детей (на осмысление происходящего с ними в школе )
Прецеденты: Школа «Эврика» - тьюторство определяет наличие образовательной программы, образовательного напряжения, образовательного вектора у сообщества детей, родителей, педагогов, наличие содержательной коммуникации внутри этого сообщества по поводу ожиданий, результатов и эффектов образования.
То, что возникло и укрепилось в школе благодаря тьюторству: Семейная олимпиада, участие родителей в событийных проектах Открытые событийные проекты и программы Формы обратной связи с родителями (собеседования, письма) Разновозрастное взаимодействие как принцип и необходимость Тьютор – как главная посредническая фигура между разными субъектами образовательного процесса и определяющая фигура при принятии решений о жизни класса, инициатор обсуждения проблем из фокуса детей и родителей.
То, что возникло и укрепилось в школе благодаря тьюторству: Учитель в тьюторской позиции (потому что тьютор от учителя требует/ожидает осуществления ряда вещей): обучение учению, оценивание для обучения, обратная связь, индивидуальные проектные и исследовательские линии… Появление и закрепление тьюториалов как обязательной части расписания для ребенка (тьюториал, тренинг, рефлексивный круг, экспериментальная лаборатория, клуб и т.д.). (началось) Изменение форм и функций привычной документации (дневники, КОД)
Школа развития НооГен : – введение тьюторского сопровождения (наполнение существующего ранее навигаторства тьюторскими задачами и технологиями) стало фокусировать всю образовательную программу школы вокруг ребенка, семьи и персональных образовательных задачи и вызовов, наполнять и корректировать программу всей школы в связи с этими задачами и вызовами. + при проектировании школы и поиске темы обсуждается вопрос о том, какие вызовы стоят собственно перед проектировщиками (культурные, научные, личностные, методические); обратная связь с родителями (собеседования об ожиданиях до, тьюторские письма после); распространение функции тьюторского сопровождения на всю команду (раньше были специально выделенные педагоги, часть команды, ведущие тренингов)
Технологические и методические ресурсы тьюторства для выстраивания горизонтов, мотивов и опор развития образовательной компетентности Работа с прошлым Работа с настоящим Работа с будущим
Работа с прошлым «Re» Треки образовательного опыта Портфолио «Бумеранги»
Работа с настоящим «Зеркала» «Вызовы» События
Работа с будущим ИОП / ИУП Проекты как способ своего продвижения (образовательные, социальные, профессиональные, предметные) Программирование, сценирование ОБ Образовательный заказ (+семьи)