Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении
Цели: 1. Познакомиться с особенностями порядка слов в предложении, характерным для русского языка, показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. 2. Воспитывать любовь к русскому языку. 3. Развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи. 4. Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение. 5. Закрепить знания о простом предложении.
Прочитайте, пожалуйста, два предложения: 1. Анна пошла в сад. 2. В сад пошла Анна. Чем различаются эти предложения?
В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. 1. Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. 2. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. 3. Раскаты грома прозвучали совсем близко. 4. По дороге устало шли несколько путников.
Прямой порядок слов Подлежащее – сказуемое : солнце светит Сказуемое – дополнение : светит в небе Согласованное определение – определяемое слово : летнее солнце Определяемое слово – несогласованное определение : лучи солнца Сказуемое – обстоятельство места : был дома Другие обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.
Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. Пахн Ул в лицо мне воздух чистый... Уж сумерки зависли над землёй. Трещит мороз, и пылью серебристой Ложится снег на гладкой мостовой. (А. Ап Ухтин)
Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. 1. Приходи ко мне в гости завтра. 2. Дети украсили класс осенними листьями. 3. Ветер завывает в трубе.
Ф.И. Тютчев Весенняя гроза (отрывок) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам!
Домашнее задание: Найти и записать небольшое, понравившееся вам стихотворение, разобрать предложения по членам, указать, чем они выражены, определить прямой и обратный порядок слов и роль инверсии в этом стихотворении. Научиться выразительно его читать (желательно наизусть).