{
В процессе функционирования сложных систем (биологических, технических и т.д.), входящие в них объекты постоянно обмениваются информацией. Изменение сложных систем во времени имеет свои особенности. Так, для поддержания своей жизнедеятельности любой живой организм постоянно получает информацию из внешнего мира с помощью органов чувств, обрабатывает ее и управляет своим поведением (например, перемещаясь в пространстве, избегает опасности).
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов – управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи – информация о состоянии управляемого объекта.
Разомкнутые системы управления. Если в процессе управления не учитывается состояние управляемого объекта и обеспечивается управление только по прямому каналу (от управляющего объекта к управляемому), то такие системы управления называются разомкнутыми.
Информационную модель разомкнутой системы управления можно наглядно представить с помощью следующей схемы: Управляющий объект Управляемый объект канал управления
Пусть управляемым объектом будет точка, которую управляющий объект (пользователь) должен переместить в центр мишени (круга). Прямое управление положением точки будем производить путем нажатия на кнопки, которые перемещают объект вверх, вниз, влево и вправо. Обратная связь будет отсутствовать.
Модель разомкнутой системы управления. Система управления без обратной связью Поместить на форму графическое поле, по которому будет перемещаться точка, кнопку для вывода первоначального положения точки, четыре кнопки для управления движением точки и кнопку для вывода положения мишени.
Модель разомкнутой системы управления. Событийная процедура вывода мишени и положения точки: Для кнопки Мишень и точка Dim X1, Y1, X2, Y2 As Byte Private Sub ……….. pic1. Scale (0, 200)-(200, 0) pic1. Circle (100, 100), 50 Randomize X1 = Int(Rnd * 200) Y1 = Int(Rnd * 200) pic1. PSet (X1, Y1), vbRed End Sub
Модель разомкнутой системы управления. Событийная процедура первоначального вывода точки должна включать задание масштаба и случайную генерацию координат точки: Для кнопки Результат Private Sub …… pic1. PSet (100, 100), vbBlack End Sub
Модель разомкнутой системы управления. Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура: Для кнопки влево Private Sub ……. X1 = X1 - 1 pic1. PSet (X1, Y1), vbRed End Sub
Модель разомкнутой системы управления. Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура: Для кнопки вправо Private Sub ………. X1 = X1 + 1 pic1. PSet (X1, Y1), vbRed End Sub
Модель разомкнутой системы управления. Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура: Для кнопки вверх Private Sub ……… Y1 = Y1 + 1 pic1. PSet (X1, Y1), vbRed End Sub
Модель разомкнутой системы управления. Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура: Для кнопки вниз Private Sub cmdD_Click() Y1 = Y1 - 1 pic1. PSet (X1, Y1), vbRed End Sub
Система управления с обратной связью Для осуществления обратной связи будем выводить текущие координаты точки. Для этого на форме размещаем метки.
Система управления с обратной связью. Событийная процедура вывода мишени и положения точки: Для кнопки Мишень и точка Dim X1, Y1, X2, Y2 As Byte Private Sub ……….. pic1. Scale (0, 200)-(200, 0) pic1. Circle (100, 100), 50 Randomize X1 = Int(Rnd * 200) Y1 = Int(Rnd * 200) pic1. PSet (X1, Y1), vbRed lblX.Caption = X1 lblY.Caption = Y1 End Sub
Модель разомкнутой системы управления. Четыре событийные процедуры перемещения точки должны обеспечивать изменение координат точки. Для перемещения влево событийная процедура: Для кнопки влево Private Sub ……. X1 = X1 - 1 pic1. PSet (X1, Y1), vbRed lblX.Caption = X1 lblY.Caption = Y1 End Sub
Д/з: § 5.7