Технологии педагогической поддержки воспитанников в деятельности детского дома Виктор Зикратов, доцент кафедры коррекционно- развивающего образования, канд. пед. наук
Что нужно педагогу о педагогической поддержке воспитанника ? Цель Стандарты социализации Критерии успешной социализации воспитанников Технологии педагогической поддержки
Задание Обсудите в группе и зафиксируйте в таблице особенности психического развития воспитанников детского дома
Критерии успешной социализации 1. Наличие социальной компетентности (планирование семейной жизни, профессиональной карьеры, достижение намеченных планов); 2. Способность справляться с возникающими трудностями или в случае необходимости знать, где и от кого можно получить помощь, умение вовремя за ней обратиться; 3. Наличие позитивной «Я-концепции», стремление к «Себе лучшему»; 4.. Рефлексивное осмысление своих поступков, возможностей и ограничений, т.е. рефлексия -основной механизм социализации; 5. Освоение видов социального опыта (ценностный, операционный, рефлексия, сотрудничество, привычной активизации )
Педагогическая поддержка: основные понятия, принципы, модели, этапы и их содержание. Ключевые компетенции педагога
Задание Обсудите в группе и обозначьте понимание термина «педагогическая поддержка»
Задание Проанализируйте предложенные определения термина «педагогическая поддержка» и выделите ключевые слова, объединяющие эти определения
Основные понятия Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самообразованием). О.С. Гозман Воспитание и педагогическая поддержка детей
«Под понятием «педагогическая поддержка» теперь понимается воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития. Действия педагога в системе отношений, направленные на оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас» во имя личностного развития» (С.И. Попова Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя)
Педагогическая поддержка - система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (В. П. Бердеханова, С.Д.Поляков, И. Якиманская, И. Фрумин, Т.Анохина, Т.Фролова)
Педагогическая поддержка представляет собой: деятельность по "выращиванию" субъектной позиции ребенка;деятельность по "выращиванию" субъектной позиции ребенка; деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка;деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка; деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности;деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности; деятельность, которая принципиально создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации.деятельность, которая принципиально создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации. (Н.Михайлова, Н. Касицина Педагогическая поддержка: гарантия права на риск)
Цель педагогической поддержки Целью педагогической поддержки является "выращивание" субъектной позиции ребенка. Такой, которая предполагает: а) наличие развитого сознания, способного к самостоятельному выбору; б) наличие воли, механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора; в) наличие деятельности, которую необходимо спланировать и реализовать, а значит, наличие умения проектировать. (Н.Михайлова, Н. Касицина Педагогическая поддержка: гарантия права на риск)
Предмет педагогической поддержки Предметом педагогической поддержки является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». (О.С. Газман Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы, М., ИД «Новый учебник», 2003 )
Задание Исходя из понятия «педагогическая поддержка», ее цели и предмета, попытайтесь сформулировать в группах основные принципы педагогической поддержки
Принципы педагогической поддержки Согласие ребенка на помощь и поддержку; Согласие ребенка на помощь и поддержку; Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; Вера в эти возможности; Вера в эти возможности; Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; Совместность, сотрудничество, содействие; Совместность, сотрудничество, содействие;
Принципы педагогической поддержки Конфиденциальность (анонимность); Конфиденциальность (анонимность); Доброжелательность и безоценочность; Доброжелательность и безоценочность; Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; Реализация принципа «Не навреди»; Реализация принципа «Не навреди»; Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (Т. В. Анохина Педагогическая поддержка как реальность современного образования)
Принципы педагогической поддержки принцип развития ( ) принцип развития ( учет основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования развития личности ребенка ) принцип коррекции ( постановка в центр внимания «завтрашний день развития», а основным содержанием работы считать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка ) принцип коррекции ( постановка в центр внимания «завтрашний день развития», а основным содержанием работы считать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка ) принцип системности развития ( ) принцип системности развития ( устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка ) деятельностный принцип ( ) деятельностный принцип ( выбор средств, путей и способов достижений поставленной цели; методологический принцип процесса реализации педагогической поддержки как элемента профессионального мастерства учителя ) (С. И. Попова Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя)
Модели педагогической поддержки «Пропагандистская» «Локальная система» «Профессиональное сотрудничество» «Системно развивающаяся»
Задание С опорой на собственный опыт и опыт группы, попытайтесь охарактеризовать предложенные модели педагогической поддержки в ОУ по схеме: позиция педагога; позиция педагога; позиция администрации; позиция администрации; полюсы принятия идеи; полюсы принятия идеи; сотрудничество между педагогами. сотрудничество между педагогами.
Модели педагогической поддержки «Пропагандистская» Педагог только пропагандирует идеи педагогической поддержки, приспосабливая их к сложив-шимся отношениям. Неприятие системы администрацией ОУ. Полюсы: доброжелательная поддержка - резко агрессивное неприятие. «Локальная система» Открытое обсуждение идей, единич-ная инициатива конкретного специалиста. Поддержка со стороны администрации ОУ.
Модели педагогической поддержки «Профессиональное сотрудничество». В связке работают несколько классных руководителей одной параллели деятельностно реализующих идеи педагогической поддержки. Полюс: принятие педагогами идеи педагогической поддержки на уровне параллели. Поддержка со стороны администрации ОУ. «Системно развивающаяся». Связь с другими явлениями системы ОУ. Идеи педагогической поддержки – концептуальные основы деятельности ОУ. Отбор учителей на основе открытого предъявления требований. Администрация ОУ активно реализует педагогическую поддержку в системе
Задание Мысленно возвратитесь в ваше образовательное учреждение и определите модель реализации педагогической поддержки в нем. Аргументируйте свой ответ примерами из практики
Этапы организации педагогической поддержки Этапы педагогической поддержки учащегося в деятельности классного руководителя: диагностический; диагностический; поисковый; поисковый;договорной;деятельностный;рефлексивный (Т. В. Анохина Педагогическая поддержка как реальность современного образования)
Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Диагностический – фиксация факта или сигнала проблемности, проектирование условий диагностики проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация проблемы ребенком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка
Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Поисковый – организация совместного с ребенком поиска причин возникновения проблем/трудностей, взгляд на проблему со стороны глазами ребенка
Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Договорной – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме
Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Деятельностный: а) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение действий ребенка, стимулирование, создание ситуации успеха, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка Позиции ребенка: Позиции ребенка: ребенок – плакса; ребенок – жертва обстоятельств; ребенок субъект
Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулированные затруднения, осмысление педагогом и ребенком нового жизненного опыта
Задание Объединитесь в группы и попытайтесь сформулировать ключевые компетенции педагога, работающего в режиме педагогической поддержки
Ключевые компетенции педагога, работающего в режиме педагогической поддержки Личностно-профессиональное самоопределение в ценностях педагогической деятельности; Рефлексивная практика; Децентрация педагога с личностных и личных проблем на проблемы ребенка; Понимание границ собственной компетентности; Проектирование деятельности по педагогической поддержке
Личностно-профессиональное самоопределение в ценностях педагогической деятельности Ответ на вопрос: «Каким я вижу ребенка – человеком, который должен выполнять не задумываясь все требования старших, жить в тех нормах, которые ему предъявляются извне, или ребенок как целостная, развивающаяся личность, приобретающая способность к самостоятельному мышлению, принятию решений и ответственности за свои поступки?»
Рефлексивная практика Критический анализ собственной деятельности с ответом на ключевые вопросы: Чего я хочу? – цель собственной деятельности; Почему я этого хочу? – собственная мотивация; Что я хочу от этого получить? – результативность собственной деятельности; Достиг ли я цели, действуя так? – собственное отношение к средствам достижения цели и др.
Децентрация педагога с личностных и личных проблем на проблемы ребенка Педагог, обращенный к проблеме ребенка, может определять ее границы и решать, где и как нужно помочь ребенку, так, чтобы не подменять самого ребенка, а дать ему возможность научиться самостоятельно справлять с собственными проблемами
Понимание границ собственной компетентности Понимание педагогом границ собственной компетентности в разрешении проблем ребенка помогает ему организовать профессиональную кооперацию с другими специалистами, семьей по достижению положительного результата поддерживающей деятельности
Проектирование деятельности по педагогической поддержке Учет конкретики ситуации и личного потенциала ребенка; учет возможностей всех заинтересованных лиц в разрешении конкретной ситуации; учет особенностей системы педагогической поддержки в ОУ; планирование поддерживающей деятельности; Рефлексия и корректировка поддерживающей деятельности
Задание Какие компетенции, по вашему мнению, у педагогов сформированы сегодня слабо?Какие компетенции, по вашему мнению, у педагогов сформированы сегодня слабо? Аргументируйте свое мнение или мнение группы Аргументируйте свое мнение или мнение группы
Технологии педагогической поддержки воспитанников
Технологии педагогической поддержки Технологии педагогической поддержки Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н.Е.Щурковой; Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова
Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой Осложненное поведение – это Осложненное поведение – это поведение ситуативных или устойчивых характеристик асоциального или антисоциального плана, свойственных детям в силу определенных причин социально-психологического, психофизического, социально-ситуативного характера. Главный признак Главный признак – разрушение социальных отношений
Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 1 шаг – «Не удивляться …..» Парадигма: «Это я уже видел(а)..», «К сожалению, в вашем возрасте это бывает..» Назначение шага: снятие ореола героя и весельчака
Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 2 шаг – «Присоединение …..» Парадигма: «Я тоже когда-то…..», «Мне когда-то казалось, что поведение достойного человека….» Назначение шага: сохранение позитивного отношения окружающих к учащемуся
Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 3 шаг – «Описание предметного содержания содеянного …..» Парадигма: «Как же нам теперь дальше работать…..», «Теперь так сложились обстоятельства, что мы не можем….» Назначение шага: «обезоруживание» весельчака
Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 4 шаг – «Аппеляция к разуму ребенка» Парадигма: «Что ты думаешь по этому поводу…..», «Как ты оцениваешь эту ситуацию….» Назначение шага: перевод ситуации из проблемы учителя в проблему ребенка
Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 5 шаг – «Положительное подкрепление» Парадигма: «Приятно иметь дело с понимающим…..», «Нельзя не признать, что ты не из боязливых….» Назначение шага: организация поиска выхода из ситуации учеником, озвучивание позитивной оценки предложений учащегося
Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 6 шаг – «Предложение помощи» Парадигма: «Нужна ли тебе помощь?», «Ты сам справишься или необходимо что-то для тебя сделать» Назначение шага: предложение учителем способа разрешения ситуации
Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 7 шаг – «Я - сообщение» Парадигма: «Я всегда думал(а)……..», «Мне всегда хорошо, когда люди могут сами разрешать свои проблемы» Назначение шага: выражение собственной удовлетворенности по поводу разрешения ситуации
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский Психологический словарь)
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова Следствия: сложные вопросы и трудные для возраста задачи возникают в жизни каждого ребенка, поэтому беспроблемных детей нет; сложные вопросы и трудные для возраста задачи возникают в жизни каждого ребенка, поэтому беспроблемных детей нет; учащегося невозможно избавить от проблем, но ему можно и нужно помочь адекватно действовать в различных ситуациях; учащегося невозможно избавить от проблем, но ему можно и нужно помочь адекватно действовать в различных ситуациях; не всякую трудность следует считать проблемой, а лишь ту, которую ребенок не может преодолеть без педагогической поддержки и помощи не всякую трудность следует считать проблемой, а лишь ту, которую ребенок не может преодолеть без педагогической поддержки и помощи
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова Условия педагогической поддержки: восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой; восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой; конгруэнтность педагога; конгруэнтность педагога; безусловно положительное отношение педагога к ребенку; безусловно положительное отношение педагога к ребенку; эмпатийное понимание ребенка; эмпатийное понимание ребенка; ощущение ребенком конгруэнтности, понимания и эмпатии педагога. ощущение ребенком конгруэнтности, понимания и эмпатии педагога.
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова Этапы педагогической поддержки: 1 этап – сигнальный
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 2 этап – контактно-созидательный Цель: установление позитивных отношений с ребенком Приемы и методы: ситуативное тестирование; ритуальное коммуникативное воздействие; «Я - высказывание», «Ты – высказывание»
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 3 этап – диагностический Цель: «раскодирование» проблемы и определение причин ее возникновения Приемы и методы: активное эмпатийное слушание, корректная невербальная и вербальная поддержка; «Перифраза», «Редакция», Запрет: внесение своего смысла (смысла взрослого) в при обобщении (редактировании) в мысли, высказанные ребенком
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 4 этап – проектный Цель: проектирование поддерживающей деятельности совместно с учащимся: ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы разрешения проблемы;ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы разрешения проблемы; педагог и ребенок договариваются о формах и способах взаимодействия в деятельности по разрешению проблемыпедагог и ребенок договариваются о формах и способах взаимодействия в деятельности по разрешению проблемы Приемы и методы: самопроектирование и педпроектирование, договор, «анализ способа решения чужой проблемы»
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 5 этап – деятельностный Цель: реализация поддерживающей деятельности и конкретного замысла Задача воспитателя: обеспечение поддержки активности ребенка по осуществлению разработанного плана Приемы и методы: методы стимулирования, консультация, позитивная оценка сделанного, подкрепление
Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 6 этап – результативно - рефлексивный Цель: совместная оценка достижений и неудач в ходе реализации конкретного замысла Приемы и методы: саморефлексия и рефлексия