Социально-бытовая подготовка воспитанников СКОУ VIII вида Зикратов Виктор, доцент кафедры коррекционно- развивающего и специального образования
План занятия Цель и задачи СБП воспитанников СКОШ Идеальный «портрет» воспитанника СКОШ Основные подходы к определению содержания СБП. Трудовой процесс Педагогические условия эффективности процесса СБП Система педагогической работы по СБП Методы и приемы обучения на занятиях по СБП.
Конечной целью специального образования лиц с особыми образовательными потребностями является их успешная интеграция в социум. Конечной целью специального образования лиц с особыми образовательными потребностями является их успешная интеграция в социум. Успех интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в социум зависит от человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Успех интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в социум зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт.
Показатели социально-бытовой адаптации социально-бытовые навыки в условиях дома; социально-бытовые навыки в условиях дома; социально-бытовые навыки вне дома; социально-бытовые навыки вне дома; развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности. развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности.
Социально-бытовые навыки в условиях дома навыки личной гигиены; навыки личной гигиены; навыки самообслуживания за столом; навыки самообслуживания за столом; представление об одежде (сезонная, для отдыха, для спорта); представление об одежде (сезонная, для отдыха, для спорта); выполнение элементарных обязанностей по дому; выполнение элементарных обязанностей по дому; осведомленность о правилах техники безопасности дома; осведомленность о правилах техники безопасности дома; умение пользоваться телефоном. умение пользоваться телефоном.
Социально-бытовые навыки вне дома ориентировка в магазине, аптеке, кинотеатре; ориентировка в магазине, аптеке, кинотеатре; правила дорожного движения; правила дорожного движения; поведение на улице и общественном транспорте; поведение на улице и общественном транспорте; поведение в ситуации «Если ты заблудился».. поведение в ситуации «Если ты заблудился»..
Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности владение навыками чтения, письма, счета; владение навыками чтения, письма, счета; выполнение несложных трудовых операций; выполнение несложных трудовых операций; представление о профессиях. представление о профессиях.
Цель СБП воспитанников СКОШ Целью СБП воспитанников СКОШ является создание условия для формирования у каждого ребенка необходимого запаса ЗУНов, который позволит ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания СКОУ, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в ней. Целью СБП воспитанников СКОШ является создание условия для формирования у каждого ребенка необходимого запаса ЗУНов, который позволит ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания СКОУ, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в ней.
Задачи СБП воспитанников СКОШ Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи : Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи по формированию у воспитанников: знаний и умений бытового труда (основы личной гигиены, организация питания и т.д.); знаний и умений бытового труда (основы личной гигиены, организация питания и т.д.); умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (н-р, магазин, поликлиника, кинотеатр и т.д.), транспорта; умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (н-р, магазин, поликлиника, кинотеатр и т.д.), транспорта; экономико-бытовых умений (представление о наличных деньгах, планирование расходов); экономико-бытовых умений (представление о наличных деньгах, планирование расходов); умений организовывать свой досуг; умений организовывать свой досуг;
умений общаться; умений общаться; представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (родителями, педагогами, знакомыми, незнакомыми и т.д.), накопление соответствующего опыта; представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (родителями, педагогами, знакомыми, незнакомыми и т.д.), накопление соответствующего опыта; эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств; эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств; волевых качеств, веры в свои силы и возможности; волевых качеств, веры в свои силы и возможности; познавательной деятельности. познавательной деятельности.
Задание Объединитесь в группы и составьте идеальный «портрет» выпускника СКОУ с учетом цели и задач СБП Объединитесь в группы и составьте идеальный «портрет» выпускника СКОУ с учетом цели и задач СБП
Идеальный «портрет» выпускника СКОУ Выпускник СКОУ должен уметь: обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, что предполагает владение ЗУНами в областях личной гигиены, организации питания, уход за жилищем и т.д., что обеспечивает человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни; обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, что предполагает владение ЗУНами в областях личной гигиены, организации питания, уход за жилищем и т.д., что обеспечивает человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни; пользоваться услугами учреждение культуры, службы быта, торговли и общественного транспорта, что обеспечивает социально-бытовое ориентирование в окружающем мире; пользоваться услугами учреждение культуры, службы быта, торговли и общественного транспорта, что обеспечивает социально-бытовое ориентирование в окружающем мире;
Идеальный «портрет» выпускника СКОУ ориентироваться в экономико-бытовых вопросах (иметь представление о деньгах, бюджете, расходовании бюджета), что ; ориентироваться в экономико-бытовых вопросах (иметь представление о деньгах, бюджете, расходовании бюджета), что обеспечивает некоторую благополучную независимость образа жизни ; разумно организовать свой досуг; разумно организовать свой досуг; общаться (связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложения помощи; внимательно выслушивать ответы, владеть речевыми клише), общаться (связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложения помощи; внимательно выслушивать ответы, владеть речевыми клише), что является важным условием социальной адаптации ; знать медицинские учреждения и их специфику работы, а также уметь оказывать первую медицинскую помощь; знать медицинские учреждения и их специфику работы, а также уметь оказывать первую медицинскую помощь;
Идеальный «портрет» выпускника СКОУ У воспитанника СКОУ должно быть воспитано положительно эмоциональное отношение к окружающим, что является залогом успешной интеграции ребенка в социум. Также должны быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, решительность, умение преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.
Основные подходы к определению содержания СБП По мнению В.В. Гладкой, существует 2 подхода к определению содержания СБП. Первый подход связан с разработкой практического материала СБП с учетом: преемственности между СКОУ и ОУ; преемственности между СКОУ и ОУ; необходимости и практической значимости выделяемых ЗУНов для дальнейшей социализации воспитанников; необходимости и практической значимости выделяемых ЗУНов для дальнейшей социализации воспитанников; доступности знаний, умений, трудовых процессов воспитанникам; доступности знаний, умений, трудовых процессов воспитанникам;
Основные подходы к определению содержания СБП возможности систематического выполнения рекомендуемого вида деятельности в повседневной жизни к усвоению. возможности систематического выполнения рекомендуемого вида деятельности в повседневной жизни к усвоению. В рамках каждого раздела выделяются основные темы. Первая тема предполагает знакомство детей с объектами, окружающими человека, вторая – изучение и освоение детьми видов трудовой деятельности по уходу за объектами либо по овладению пользоваться услугами. Отработка умений производится в повседневной деятельности. ЭТО НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД.
Основные подходы к определению содержания СБП Второй подход связан с анализом бытового процесса с точки зрения составляющих его операций, приемов, действий, их необходимой последовательности, критериев выполнения каждого действия, приема. В основе подхода лежит тот факт, что демонстрация детьми с УО неправильности выполнения бытовых процессов имеет в своей основе незнание ими составляющих трудового процесса, их последовательности и критериев правильности их выполнения.
Трудовой процесс и его составляющие С.Л. Мирский трудовой процесс определяет следующим образом: « Трудовой процесс – это совокупность действий, которые совершает человек при выполнении непосредственной работы». Составляющие трудового процесса по С.Л. Мирскому: операция; операция; прием; прием; действие; действие; движение. движение.
Трудовой процесс и его составляющие Операция Операция – часть трудового процесса, выполняемого на одном рабочем месте при помощи одинаковых средств и сочетаний трудовых приемов. Прием – комплекс практических действий, направленный на получение промежуточного, элементарного и законченного результата трудового процесса. Действие – законченная совокупность движений. Движение – это однократное и однородное непрерывное перемещение человека или его корпуса, ног, рук, пальцев с целью передвижения или поддержания какого-либо предмета.
Педагогические условия эффективности процесса СПБ Полноценная СПБ детей носит характер целенаправленной педагогической работы; Полноценная СПБ детей носит характер целенаправленной педагогической работы; Полноценная СПБ детей - целенаправленная педагогическая система; Полноценная СПБ детей - целенаправленная педагогическая система; Конечная цель педагогической работы заключается в достижении каждым умственно отсталым ребенком максимально возможного для его уровня развития социально-бытовой умелости; Конечная цель педагогической работы заключается в достижении каждым умственно отсталым ребенком максимально возможного для его уровня развития социально-бытовой умелости; Четкое планирование педагогической работы по СПБ и дифференцированный индивидуальный подход к каждому воспитаннику; Четкое планирование педагогической работы по СПБ и дифференцированный индивидуальный подход к каждому воспитаннику;
Развернутый анализ содержания формируемых у детей умений с учетом результатов педагогической диагностики; Развернутый анализ содержания формируемых у детей умений с учетом результатов педагогической диагностики; Максимальная наглядность изучаемого материала; Максимальная наглядность изучаемого материала; Активность детей при изучении материала (максимальное включение различных анализаторов в деятельность); Активность детей при изучении материала (максимальное включение различных анализаторов в деятельность); Четкость и доступность изложения материала, обеспечивающие понимание и осмысление ими его; Четкость и доступность изложения материала, обеспечивающие понимание и осмысление ими его; Коррекция и компенсация недостатков развития; Коррекция и компенсация недостатков развития; Положительная мотивация деятельности; Положительная мотивация деятельности; Ведущие методы и приемы обучения – игровые; Ведущие методы и приемы обучения – игровые; Взаимодействие учителя СБО и воспитателя Взаимодействие учителя СБО и воспитателя