1 Моделирование бизнес-процессов Дисциплина «Теория экономических информационных систем» Бельмас (Чупеева) Светлана Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
Advertisements

Проведение ИТ-аудита с описанием информационной модели бизнес-процессов Предприятия.
IDEF0 ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИМЗНЕС - ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ « КАК ЕСТЬ »
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
Описание бизнес-процессов в MS Visio Рубцовск 2014 Дисциплина: Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий Тема:
Лекция 2: Диаграммы потоков данных(DFD). Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming) DFD описывает: функции обработки информации (работы); функции.
Бизнес-процессы В основе процессного подхода лежит принцип организации бизнеса на основе бизнес-процессов и заключается в рассмотрении внутрифирменной.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Структура и содержание УМК по программе повышения квалификацииМоделирование и реинжиниринг процессов предприятия Руководитель программы: д.т.н., профессор,
Лекция 3 Анализ модели деятельности предприятия Учебные вопросы: 1.Методология структурного анализа 2.Инструментальные средства системного анализа.
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Тема 2. Процессный подход – основа реинжиниринга 2.1. Система терминов процессного подхода 2.2. Классификация бизнес-процессов 2.3. Отличие бизнес-процессов.
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА. Платонова С.Ю., заместитель директора по УВР Лицея имени.
1 Сеть процессов организации (лекция 3). 2 Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы)
1 1 ТЕМА 3. Субъекты и объекты организационной деятельности.
Мониторинг Модуль 1 Ознакомление с инструментом мониторинга Ознакомление с инструментом мониторинга.
Система управления бизнес-процессами Цели внедрения СУБП Основные этапы внедрения СУБП Результаты внедрения СУБП.
Внутрифункциональные и межфункциональные процессы (лекция 2)
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Транксрипт:

1 Моделирование бизнес-процессов Дисциплина «Теория экономических информационных систем» Бельмас (Чупеева) Светлана Михайловна

2 Основные понятия Процессный подход – 1) подход к анализу деятельности организации, основанный на выделении и рассмотрении её бизнес-процессов [СТУ]; 2)применение для управления деятельностью и ресурсами организации системы взаимосвязанных процессов [Репин, Елиферов]. Бизнес-процесс – 1)регулярно повторяющаяся последовательность действий, направленных на получение заданного результата, ценного для организации [СТУ]; 2)устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определённой технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [Репин, Елиферов]. Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Поставщик Потребитель Предприятие Товары, услуги Товары, услуги

3 Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Процесс РЕСУРСЫ (МЕХАНИЗМЫ [СТУ]) УПРАВЛЕНИЕ ВХОДВЫХОД Представление процесса в нотации IDEF0 – прямоугольник с примыкающими с четырех сторон стрелками:

4 Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов РЕСУРСЫ (ЧТО потребляется при выполнении) Процесс УПРАВЛЕНИЕ (КАК нужно выполнять процесс) ВХОДВЫХОД регламенты, стандарты, законы указания руководства, планы, инструкции технология люди оборудование материалы здания, сооружения деньги, время информация, документы, файлы, ПО материалы потребности информация документ материалы результат продукт информация документ Выделение ВХОДА и РЕСУРСА достаточно условно.

5 Основные понятия Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Ресурсы – информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выполнения бизнес-процесса. Вход бизнес-процесса – продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход. Выход бизнес-процесса – результат (продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса. Процесс – завершенная с точки зрения содержания, временной и логической очередности, последовательность операций, необходимых для обработки экономически значимого объекта. Такой объект, в виду своего центрального значения для процесса, называется объектом, формирующим процесс или процессным объектом [Беккер]. Операция (работа) – составная часть бизнес-процесса (самая простая составляющая любой задачи). Операция является действием, необходимым для выполнения определенной работы. Сеть бизнес-процессов организации – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, включающих все функции, выполняемые в подразделениях организации. Функция – направление деятельности элемента орг.структуры, представляющее собой совокупность однородных операций, выполняемых на постоянной основе.

6 Основные понятия Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Модель – графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес- процесса, либо их взаимосвязанная совокупность. Регламент бизнес-процесса – документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшениям. Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет ходом бизнес- процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес- процесса. У любого бизнес-процесса должен быть владелец (кто отвечает) и исполнитель (кто непосредственно выполняет процесс). Показатели (параметры) бизнес-процесса – количественные и качественные параметры, характеризующие бизнес-процесс и его результат (время начала и окончания, стоимость и др.) Показатели эффективности бизнес-процесса (ПЭ)– параметры бизнес-процесса, характеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

7 Основные понятия Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Любой процесс имеет потребителя (внутреннего или внешнего). Поставщик – субъект, предоставляющий ресурсы на входе в процесс. Потребитель (клиент) – субъект, получающий результат бизнес-процесса. Внутренний потребитель – находящийся в организации и в ходе своей деятельности использующий результаты (выходы) предыдущего бизнес- процесса. Внешний потребитель – находящийся за пределами организации и использующий или потребляющий результат деятельности (выход) организации. Поставщик Потребитель ВХОДВЫХОД Процесс

8 Основные понятия Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Поставщик Потребитель ВХОДВЫХОД Процесс Потребитель – определяет требования к входу своего процесса – выходу предыдущего. Поставщик – отвечает за качество выхода своего процесса – входа следующего. Требования и обратная связь

9 Обычно сначала строится модель существующей организации работы «Как есть» (AS-IS). На основе модели «Как есть» достигается консенсус между различными единицами бизнеса по тому, «кто что сделал» и что каждая единица бизнеса добавляет в процесс. Модель «Как есть» позволяет определить «что мы делаем сегодня» перед тем как будем проектировать «что мы будем делать завтра». Анализ функциональной модели позволяет понять где находятся наиболее слабые места, в чем будут состоять преимущества новых бизнес-процессов и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации. Найденные в модели «Как есть» недостатки можно исправить при создании модели «Как будет» – модели новой организации бизнес- процессов. Модель «TO-BE» нужна для анализа альтернативных (лучших) путей выполнения работы и документирования того как компания будет работать в будущем. Модели AS-IS и TO-BE

10 Модели AS-IS и TO-BE Распространенная ошибка при создании модели «Как есть» (AS-IS) – это создание идеализированной модели, например на основе знаний руководителя, а не конкретного исполнителя работ. На практике руководитель может знать работу на основе должностных инструкций, но реальная работа исполнителя детально может быть ему не известна. В результате может получиться приукрашенная искаженная модель, которую иногда называют «Как должно быть» (SHOULD- BE). Технология проектирования в идеале подразумевает создание модели «Как есть», её анализ и улучшение, то есть создание модели «Как будет».

11 Классификация процессов Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Представленная Майклом Портером в 1980 году модель цепочки создания добавленной стоимости (Value Chain) разделяет процессы предприятия на основные и вспомогательные. К основным относятся операции по созданию добавленной стоимости, имеющие непосредственное отношение к производимому продукту и, тем самым, влияющие на финансовый результат предприятия. Вспомогательные - не имеют непосредственного отношения к производимым товарам и услугам, однако, без них невозможно выполнение операций по созданию добавленной стоимости. Несмотря на названные критерии, четкое разделение на основные и вспомогательные процессы осложняется тем, что для различных предприятий один и тот же процесс может быть как основным, так и вспомогательным. Анализ внешней среды Разработка стратегии Маркетинг Закуп сырья и оборудования Производство продукта Сбыт продукции Основные процессы Управление финансами Управление персоналом Обеспечение безопасности Вспомо- гательные процессы

12 Ценность и стоимость Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Анализ внешней среды Разработка стратегии Маркетинг Закуп сырья и оборудования Производство продукта Сбыт продукции Управление финансами Управление персоналом Обеспечение безопасности Основные процессы Вспомо- гательные процессы Ценность Стоимость Степень его Уровень качества Ценность продукта (v) = необходимости + (наличие требуемых для потребителя характеристик) Стоимость продукта (c) – сколько клиент платит за ценность Удовлетворенность потребителя = v/c vc

13 Методологии (нотации) моделирования бизнес-процессов Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Методология (нотация) моделирования (описания) бизнес-процессов – способ (язык) отражения реальной работы (процессов) при помощи условных обозначений. Нотация ARIS eEPC (Extended Event Driven Process Chain) – расширенная нотация описания цепочки процесса, управляемого событиями. Разработана специалистами компании IDS Scheer AG (Германия), профессором Шеером. IDEF0 – федеральный стандарт США функционального моделирования систем. IDEF3 – методология моделирования потоков работ (Work Flow). DFD – методология моделирования потоков данных (Data Flow Diagram) и др.

14 Нотация ARIS eEPC (Extended Event Driven Process Chain) – расширенная нотация описания цепочки процесса, управляемого событиями. Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Событие Функция

15 Нотация ARIS eEPC Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Функция -Действие (глагол) + объект (существительное) -или отглагольное существительное Функция – предметно-ориентированное задание или действие, выполняемое над объектом.

16 Основные понятия Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Событие -Объект (существительное) + в каком состоянии Событие - факт того, что какой-либо объект получает связанный с бизнес-процессом статус, который управляет или воздействует на дальнейшее выполнение бизнес- процесса. Событие инициирует выполнение функции, является результатом выполнения функции, происходит мгновенно.

17 DFD – методология моделирования потоков данных (Data Flow Diagram) Чупеева С.М. Моделирование бизнес-процессов Как правило содержит 2 типа объектов: четырехугольники и стрелки. Первые описывают функции (работы, процессы). Вторые – потоки данных между этими функциями. Функция 1 Функция 2 Функция 3 Функция 4 Функция 5 Функция 6

Программные продукты бизнес - моделирования 18

Программные продукты бизнес - моделирования 19

20 Программные продукты бизнес - моделирования