Типы рыночных структур: Олигополия. Условия олигополии немногочисленность фирм в отрасли (в среднем 10, жесткая – 3-4 фирмы, мягкая (аморфная) – 6-8 фирм);

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
Advertisements

Тема 7. Типы рыночных структур: олигополия и другие формы 1. Олигополия 2. Ценовая дискриминация 3. Монопсония 4. Двусторонняя монополия 5. Антимонопольное.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
1 Тема 3. Олигополистические рынки: характеристика, виды, равновесие и стратегии конкуренции.
Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета группы э 122 б.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
К ОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Выполнил студент группы М Меньшиков В.О.
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Существование единственного продавца ( производителя ) товара и множества его покупателей Отсутствие близких заменителей у товара, поставляемого монополистом.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Выполнила студентка 1 курса экономического факультета Редок Полина.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Модель рынка совершенной конкуренции. В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли;
Учитель: Медведева Елена Викторовна © Иванова Ирина Анатольевна, 2003.
Транксрипт:

Типы рыночных структур: Олигополия

Условия олигополии немногочисленность фирм в отрасли (в среднем 10, жесткая – 3-4 фирмы, мягкая (аморфная) – 6-8 фирм); высокие барьеры для вступления в отрасль (эффект масштаба, патентная монополия, монополия контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокие расходы на рекламу); производство стандартизированных товаров (алюминий, медь) и дифференцированных товаров (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы); всеобщая взаимозависимость от реакции со стороны конкурентов.

ОЛИГОПОЛИЯ это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

формы поведения фирм Некооперативное поведение – каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема производства.

Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. AC = MC Q P Дуополия: Q фирм А и Б = 400 АС = const = 25 Р = 50 Резерв ценовой войны до AC

Олигополия с точки зрения теории игр Теория игр - наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений: с заранее установленные правилами; в ходе игры возможны различные совместные действия - коалиции игроков, конфликты; стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участника.

теория игр С точки зрения платежной суммы игры: - с нулевой суммами (антагонистические игры выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю); ненулевой суммами. По характеру предварительной договоренности: - кооперативные (когда образуются коалиции игроков) - некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).

пример "дилемма заключенного" Некооперативная игра с ненулевой суммой: С поличным поймали двух воров. Перед каждым из них встает дилемма признаваться ли в старых (недоказанных) кражах или нет. Если признается только один из воров, то признавшийся получает минимальный срок заключения (1 год), а его нераскаявшийся товарищ максимальный (10 лет). Если оба вора одновременно признаются, то оба получат небольшое снисхождение (по 6 лет заключения). Если оба будут упорствовать, то обоим дадут наказание только за последнюю кражу (по 3 года). Заключенные сидят в разных камерах и не могут договориться друг с другом.

"дилемма заключенного" 1-ый заключенный 2-ый заключенный Признался Не признался Признался

Некооперативная игра на олигополистическом рынке Назначает 5 долл.Назначает 3 долл. Производитель А Производитель Б Назначает 3 долл. Назначает 5 долл. 10 млн. $ 15 млн. $ 6 млн. $ 18 млн. $ 6 млн. $

Модель Курно – некооперативная игра с нулевой суммой Предпосылки дуополии (фирмы А и Б): производят однородный товар; им известна кривая рыночного спроса; обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга; каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным; продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках.

Модель Курно - оптимизация объема производства MC 1 MR 1 (0) D 1 (0) D 1 (40) MR 1 (40) D 1 (60) MR 1 (60) P1P1 Q1Q1

Равновесие Курно QАQА QБQБ 60 E – равновесие Курно Кривая реакции фирмы Б Q Б (Q A ) Кривая реакции фирмы A Q A (Q Б ) 120 Равновесие Курно: - каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение; - ни одна фирма не имеет стимула изменять свой объем производства

Равновесие Курно Q 60 E – равновесие Курно Кривая реакции фирмы Б Q Б (Q A ) Кривая реакции фирмы A Q A (Q Б ) 120 Конкурентное равновесие Контрактная кривая QАQА QБQБ

Ценообразование при олигополии P,MR,MC Q 0 Q 0 D1D1 D2D2 MR 1 MR 2 A B C P0P0 Конкуренты не следуют за фирмой D1D1 A D2D2 P0P0 MC 1 MC 2 MR 2 MR 1

Картель это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Максимизация прибыли при тайном сговоре MC D MR ATC B Точка B (MC = MR) объем производства P0P0 A C N Экономическая прибыль – площадь P 0 ACN

Ценообразование по принципу «Издержки плюс» Цена AVC + k × AVC Нормальная прибыльAFC Р = AVC(1+ k) = AVC + k х AVC = AVC + AFC + π Чем выше эластичность D, тем ниже % надбавки.

Ценовая дискриминация одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Предпосылки 1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами; 2) если можно сегментировать рынок разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене; 3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от: качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).

Пример ценовой дискриминации E D S Q P PEPE P1P1 P2P2 P3P3

Модель совершенной ценовой дискриминации Q P ATC MC A D = MR B C P мон P max Монополист, практикующий дискриминацию, получит прибыль монополиста (АВСРмон) + дополнительную прибыль Рmax АРмон. Наблюдается в деятельности частнопрактикующих юристов и врачей Qm

Модель монопсонии MC S D=MR A E B QQEQE QMQM PEPE PMPM

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ - это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

Карта кривых безразличия покупателя-монопсониста 1000 М Q A B QAQA QBQB

"Коробка Эджуорта" Продавец 0 Покупатель 0 Кривая сделок T1T1 T2T2 T3T3 T4T4 C1C1 S1S1 C2C2 C3C3 C4C4 S2S2 S3S3 S4S4 T Фиксированные мощности, количество фактора X Наличные деньги

«ЗА» монополию Развитие научно-технического прогресса (НТП). Использование эффекта масштаба. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Снижение себестоимости. Повышение качества продукции.

«ПРОТИВ» монополии Избегание слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. "Большой бизнес" неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.

Регулирование естественных монополий D MR MC AC C A B QaQbQc Q P Pc Pa Pb