Типы рыночных структур: Олигополия
Условия олигополии немногочисленность фирм в отрасли (в среднем 10, жесткая – 3-4 фирмы, мягкая (аморфная) – 6-8 фирм); высокие барьеры для вступления в отрасль (эффект масштаба, патентная монополия, монополия контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокие расходы на рекламу); производство стандартизированных товаров (алюминий, медь) и дифференцированных товаров (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы); всеобщая взаимозависимость от реакции со стороны конкурентов.
ОЛИГОПОЛИЯ это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
формы поведения фирм Некооперативное поведение – каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема производства.
Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. AC = MC Q P Дуополия: Q фирм А и Б = 400 АС = const = 25 Р = 50 Резерв ценовой войны до AC
Олигополия с точки зрения теории игр Теория игр - наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений: с заранее установленные правилами; в ходе игры возможны различные совместные действия - коалиции игроков, конфликты; стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участника.
теория игр С точки зрения платежной суммы игры: - с нулевой суммами (антагонистические игры выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю); ненулевой суммами. По характеру предварительной договоренности: - кооперативные (когда образуются коалиции игроков) - некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).
пример "дилемма заключенного" Некооперативная игра с ненулевой суммой: С поличным поймали двух воров. Перед каждым из них встает дилемма признаваться ли в старых (недоказанных) кражах или нет. Если признается только один из воров, то признавшийся получает минимальный срок заключения (1 год), а его нераскаявшийся товарищ максимальный (10 лет). Если оба вора одновременно признаются, то оба получат небольшое снисхождение (по 6 лет заключения). Если оба будут упорствовать, то обоим дадут наказание только за последнюю кражу (по 3 года). Заключенные сидят в разных камерах и не могут договориться друг с другом.
"дилемма заключенного" 1-ый заключенный 2-ый заключенный Признался Не признался Признался
Некооперативная игра на олигополистическом рынке Назначает 5 долл.Назначает 3 долл. Производитель А Производитель Б Назначает 3 долл. Назначает 5 долл. 10 млн. $ 15 млн. $ 6 млн. $ 18 млн. $ 6 млн. $
Модель Курно – некооперативная игра с нулевой суммой Предпосылки дуополии (фирмы А и Б): производят однородный товар; им известна кривая рыночного спроса; обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга; каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным; продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках.
Модель Курно - оптимизация объема производства MC 1 MR 1 (0) D 1 (0) D 1 (40) MR 1 (40) D 1 (60) MR 1 (60) P1P1 Q1Q1
Равновесие Курно QАQА QБQБ 60 E – равновесие Курно Кривая реакции фирмы Б Q Б (Q A ) Кривая реакции фирмы A Q A (Q Б ) 120 Равновесие Курно: - каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение; - ни одна фирма не имеет стимула изменять свой объем производства
Равновесие Курно Q 60 E – равновесие Курно Кривая реакции фирмы Б Q Б (Q A ) Кривая реакции фирмы A Q A (Q Б ) 120 Конкурентное равновесие Контрактная кривая QАQА QБQБ
Ценообразование при олигополии P,MR,MC Q 0 Q 0 D1D1 D2D2 MR 1 MR 2 A B C P0P0 Конкуренты не следуют за фирмой D1D1 A D2D2 P0P0 MC 1 MC 2 MR 2 MR 1
Картель это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.
Максимизация прибыли при тайном сговоре MC D MR ATC B Точка B (MC = MR) объем производства P0P0 A C N Экономическая прибыль – площадь P 0 ACN
Ценообразование по принципу «Издержки плюс» Цена AVC + k × AVC Нормальная прибыльAFC Р = AVC(1+ k) = AVC + k х AVC = AVC + AFC + π Чем выше эластичность D, тем ниже % надбавки.
Ценовая дискриминация одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.
Предпосылки 1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами; 2) если можно сегментировать рынок разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене; 3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.
Цены могут различаться в зависимости от: качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).
Пример ценовой дискриминации E D S Q P PEPE P1P1 P2P2 P3P3
Модель совершенной ценовой дискриминации Q P ATC MC A D = MR B C P мон P max Монополист, практикующий дискриминацию, получит прибыль монополиста (АВСРмон) + дополнительную прибыль Рmax АРмон. Наблюдается в деятельности частнопрактикующих юристов и врачей Qm
Модель монопсонии MC S D=MR A E B QQEQE QMQM PEPE PMPM
ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ - это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).
Карта кривых безразличия покупателя-монопсониста 1000 М Q A B QAQA QBQB
"Коробка Эджуорта" Продавец 0 Покупатель 0 Кривая сделок T1T1 T2T2 T3T3 T4T4 C1C1 S1S1 C2C2 C3C3 C4C4 S2S2 S3S3 S4S4 T Фиксированные мощности, количество фактора X Наличные деньги
«ЗА» монополию Развитие научно-технического прогресса (НТП). Использование эффекта масштаба. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Снижение себестоимости. Повышение качества продукции.
«ПРОТИВ» монополии Избегание слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. "Большой бизнес" неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.
Регулирование естественных монополий D MR MC AC C A B QaQbQc Q P Pc Pa Pb