Типы рыночных структур: Монополистическая конкуренция
Условия монополистической конкуренции достаточно большое число покупателей и продавцов; дифференциация продукта; границы отрасли размываются; большое значение неценовых факторов; нет высоких барьеров для вступления в отрасль; эффект масштаба не имеет большого значения; капитал, требующийся для начала дела невелик.
Определение цены и объема производства ATC Dc Q QcQm P Pc Pm Dm Кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем при чистой монополии. Объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции. ATC и P выше, чем при совершенной конкуренции.
Издержки монополистической конкуренции В условиях совершенной конкуренции: Р = MR = MC На монополизированном рынке: Р > MR При монополистической конкуренции Р > MС
Равновесие в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции Q Qm P Pm = AC MR MC AC D Pm > min AC монополистическая конкуренция Неполная загрузка производственных мощностей.
Неценовая конкуренция: реклама Q Q2Q2 Q 13 AC 1 P AC 2 AC 3 AC – без рекламы AC – с рекламой Издержки на рекламу M L N K N – первоначальное положение Q 2 – эффективная рекламная политика Q 3 – неэффективная рекламная политика
«ЗА» рекламу! стимулирует изменение продукта; усиливает конкуренцию; ослабляет монопольную власть; помогает потребителям познакомиться с новой продукцией; финансирует национальные системы связи – печать, радио, телевидение.
«ПРОТИВ» рекламы! необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает); высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации.