Язык и человек. Язык и речь. Урок русского языка 5 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета,
Advertisements

Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах. Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну! Языком.
Выполнила: Гессель Т.И.. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомашины, корабли, самолеты,
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета,
«Учебный текст» как один из механизмов реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
Язык 1. Подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
Введение. Язык и общество. Цель. Раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества; определить значимость и предназначение.
Русский язык в современном мире Русский язык в современном мире Классная работа Классная работа.
Тема: Русский язык - язык исторического братства народов.
Человек жив землёю, не небом, Но когда на последней черте К нам приходит туманная небыль, уступите себя ДОБРОТЕ. А. Буряченко.
Презентация к уроку русского языка «Учимся писать письма» Малкович Наталья Дмитриевна
Разработка урока по русскому языку в 5 классе: ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
О русском языке Хочешь узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа? Какова роль языка в жизни общества? Какова роль языка в жизни общества? В.
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли… Л.Успенский.
Выполнила ученица 5 «а» класса МОУ «ООШ 39» Саблина Елизавета.
Урок-повторение по теме «Лексика» 5 класс Выполнила учитель Глебова О.Д.
Язык и речь merelenko-su.uCoz.ru. Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? Он изучает русский язык. Он изучает русский язык. Он изучает русскую речь.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
«Берегите дар бессмертный – речь». Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви,
Транксрипт:

Язык и человек. Язык и речь. Урок русского языка 5 класс

Цели урока: Познакомить со значениями слов речь, язык, слово, Развивать умение отличать значения данных слов в контексте. Формировать навык работы со словарями. Воспитывать любовь к родному языку.

Что такое язык? «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом.» Лев Успенский Слово о словах.

Словарная работа Речь: 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи. 2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь. 3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна. 4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать. 5. Публичное выступление. Выступать с речью.

Словарная работа Слово – единица речи, речь.

Словарная работа Язык: Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

Определите значение слова «речь»: 1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. 2) Об этом не может быть и речи. 3) У этого мальчика затруднительная речь. 4) Звучит многоязычная речь. 5) В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью. 6) О чем речь? – А в каком из этих пяти значений слово речь употреблено в теме нашего урока?

Определите значение слова «речь»: 1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.) 2) Об этом не может быть и речи. (4.) 3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.) 4) Звучит многоязычная речь. (3.) 5) В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью. (2.) 6) О чем речь? (5.) – А в каком из этих пяти значений слово речь употреблено в теме нашего урока? (1.)

Вывод Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

Лев Успенский Слово о словах В каких значениях слово слово употребляется в первом и во втором случае?

Лев Успенский Слово о словах В каких значениях слово слово употребляется в первом и во втором случае? «Речь о языке»

Предание Язык Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

Словарная работа Предание; Древняя Греция; Баснописец Эзоп; Философ Ксанф.

Вопросы и задания Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? – Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.

Прочитайте высказывание. Ответьте на вопросы. Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей? Л.Н. Толстой Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого? К чему призывает Л.Н.Толстой?

Поговорим о языке… – Ты таким языком со мной не смей говорить! – А у меня один язык (высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю. (Из рассказа М.Горького.) В каких значениях употреблено слово язык?

Домашнее задание Подобрать пословицы и поговорки со словами речь, язык и слово.