Изменение функций современного учителя Педагогический совет 27 декабря 2012 года Анисимова Инесса Рудольфовна, заместитель директора по УВР
Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результат образования и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника (не только в собственно познавательной или учебной).
«XXI век – это начало новой земной цивилизации, возникающей из процессов глобализации, информатизации, автоматизации, инновационной экономики, в корне меняющих роль человека в производстве, а вместе с тем меняющих роль образовательной и научной сферы в жизни общества». Гордон Драйден, предисловие к книге «Революция в обучении»
Для достижения нового результата образования необходимы соответствующие образовательные технологии и новые инструменты оценивания, базирующиеся на наблюдении и изучении динамики разнообразных видов деятельности ученика (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.)
«Иные вещи легче возвести в закон, чем узаконить в общественном мнении». Никола Себастьян Шамфор «Иные вещи легче возвести в закон, чем узаконить в общественном мнении». Никола Себастьян Шамфор
первые говорят о кардинальном изменении средней школы, другие считают, что глобальные изменения приведут к серьезным последствиям. Всем знаком опыт американских глобалистов в отношении средней школы, который привел к краху и забвению системы общественного управления средней школы. Мир меняется, изменяется общество, должна меняться система среднего образования и учитель. Общественное мнение в отношении к системе образования разделилось:
Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен В первую очередь, необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности, Во-вторых, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Информационный поток в современном мире увеличивается глобально. Каждые 5 лет знания удваиваются. Появляются новые технологии и новые профессии.
В традиционной модели учитель обязан был дать предметные знания, единый, ориентированный на запрос государства набор качеств, составляющий абстрактную модель выпускника.
Цели школьного образования: Научить учащихся учиться. Научить определять проблемы и решать стандартные жизненные ситуации. Научить ориентироваться в мире ценностей. Подготовить к профессиональной деятельности.
В современных условиях основой для работы учителя являются: создание психолого-педагогических условий для саморазвития личности каждого (и учителя, и ученика); возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. При этом ученик получит возможность самостоятельно выбирать место и время; удобный темп; тематику и глубину изучаемого материала.
Если раньше одной из важнейших задач учителя было СООБЩАТЬ НОВЫЙ, НЕИЗВЕСТНЫЙ, ПОРОЙ ОТСУТСТВУЮЩИЙ В УЧЕБНИКАХ МАТЕРИАЛ, то теперь главной задачей становится не сообщить материал, а учить, где его взять, как к нему относиться, как с ним работать, какой материал хорош, какой требует размышлений и критического осмысления, как кратчайшим путем решить познавательную задачу.
Функции учителя в изменяющейся системе: Эмоционально-коррегирующая функция Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности. Создание ученику ситуации успеха в обучении. Понимание образовательных и других потребностей учащихся и готовность помочь им в их реализации. Создание системы ценностей у ученика.
Функции учителя в изменяющейся системе: Коммуникативно-стимулирующая функция Умение организовать эффективное общение учителя и ученика, привлекая стили общения, педагогический артистизм, свой образ. Умение организовать взаимодействие школьников в ходе обучения, создавать классную или школьную команду для решения образовательных задач. Управление конфликтами. Умение организовать взаимодействие с коллегами, родителями, партнерами по образовательной деятельности.
Функции учителя в изменяющейся системе: Контрольно-оценочная функция Контроль своей педагогической деятельности в соответствии с ее функционалом, анализ, отчет и коррекция. Контроль образовательной деятельности учащихся. Умение диагностировать образовательный уровень каждого ученика и ученической команды в целом. Умение организовать самоконтроль обучающегося с последующей самооценкой.
Функции учителя в изменяющейся системе: Организационная функция Умение предвидеть результат своей деятельности, умение определить цели, поставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения. Умение мобилизовать все средства для обеспечения стабильного и эффективного результата: формы, методы и средства, технологии и техники, материально- технические и человеческие ресурсы. Способность рационально использовать время и средства.
Функции учителя в изменяющейся системе: Развивающая функция Учитель сам обладает опытом изучения содержания предмета, его осмысления и применения и умеет помочь учащимся в приобретении такого опыта. Умение организовать активную индивидуальную или коллективную самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся. Учитель умеет активизировать творческий потенциал учащихся, обеспечивает логичность и вариативность видов учебной деятельности.
Конструктивная функция Учитель способен иметь свой взгляд, свое мнение, исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснения целей ученику и организации принятия целей учеником. Учитель понимает, как можно трансформировать предметное содержание в соответствии с приоритетами ученика и помогает ученику освоить на его уровне этот материал и в соответствии с его потребностями, выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Умение создавать атмосферу, способствующую плодотворному образовательному процессу. Функции учителя в изменяющейся системе:
Модулирующая функция Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить. Способность принимать изменения, происходящие в системе образования, быть мобильным в изменяющихся условиях. Готовность к конструктивному обсуждению преобразований, инициированных учениками и их родителями в соответствии с их образовательными запросами. Функции учителя в изменяющейся системе:
Как влияет смена социального заказа на позицию учителя в школе? Предметное содержание перестает быть целью и становится средством развития и самосовершенствования ученика. Учитель управляет процессом постоянного самоизменения развивающегося человека. Современное обучение базируется на обязательности коммуникативно-стимулирующего взаимодействия учителя и ученика. Учитель организует педагогическое сотрудничество, отвечает за осведомленность учащихся о том, что они должны знать, понимать, научиться делать.
«Чудеса случаются только в детстве». В. Гжегорчик «Научить другого человека чему - либо практически невозможно, если он не хочет научиться». К. Роджерс «Правильно учиться – значит учиться … легко, быстро и весело». Гордон Драйден
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученикам …» Л. Н. Толсто й
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!