Патриотическое воспитание школьников на основе культурно- исторических ценностей
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Разговор о патриотизме – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге, укреплять нашу страну. Разговор о патриотизме – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге, укреплять нашу страну. В.В. Путин
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно- деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.
Знающая историю и культуру своей страны Знающая историю и культуру своей страны Творчески мыслящая Творчески мыслящая Соблюдающая духовные, правовые и общечеловеческие нормы Соблюдающая духовные, правовые и общечеловеческие нормы Имеющая твёрдую социально - активную позицию гражданина России Имеющая твёрдую социально - активную позицию гражданина России Любящая свою Родину и народ Любящая свою Родину и народ Способная саморазвиваться Способная саморазвиваться Обладающая культурой мысли и речи Обладающая культурой мысли и речи Духовно и физически здоровая Духовно и физически здоровая Личность гражданина- патриота России Личность гражданина- патриота России
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В настоящий момент произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, анти коллективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.
«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству» ( из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»)
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма. Вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, агрессивность по отношению к чужим.
Культурно - историческое направление: познание историко – культурных корней; познание историко – культурных корней; воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, уважения к людям других культур, языков и религий. формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, уважения к людям других культур, языков и религий.
Доклады и выступления «Люблю и знаю, знаю и люблю!» (Патриотическое воспитание средствами краеведения)» - Брейдакова Татьяна Тарасовна, Заслуженный учитель РФ, учитель географии МАОУ гимназии 1 г. Советска «Люблю и знаю, знаю и люблю!» (Патриотическое воспитание средствами краеведения)» - Брейдакова Татьяна Тарасовна, Заслуженный учитель РФ, учитель географии МАОУ гимназии 1 г. Советска «Путешествие по Золотому Кольцу России на уроках литературы» - Мархасева Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии 1 г. Советска «Путешествие по Золотому Кольцу России на уроках литературы» - Мархасева Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии 1 г. Советска «Воспитание любви к Родине и родному языку на уроках русского языка» -Пашкова Надежда Владимировна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии 1 г.Советска «Воспитание любви к Родине и родному языку на уроках русского языка» -Пашкова Надежда Владимировна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии 1 г.Советска «Роль музея истории гимназии в патриотическом воспитании учащихся» - Газальян Валентина Дмитриевна, руководитель Музея истории гимназии МАОУ гимназии 1 г. Советска «Роль музея истории гимназии в патриотическом воспитании учащихся» - Газальян Валентина Дмитриевна, руководитель Музея истории гимназии МАОУ гимназии 1 г. Советска «Школьный музей как центр патриотического воспитания учащихся» - Козловская Светлана Николаевна, учитель истории, руководитель школьного музея, Стеценко Людмила Евгеньевна, заместитель директора по НМР МБОУ ООШ 3 г. Советска «Школьный музей как центр патриотического воспитания учащихся» - Козловская Светлана Николаевна, учитель истории, руководитель школьного музея, Стеценко Людмила Евгеньевна, заместитель директора по НМР МБОУ ООШ 3 г. Советска «Патриотическое воспитание учащихся через музейную педагогику (из опыта работы)» - Сысоева Елена Николаевна, руководитель школьного музея МБОУ СОШ пос. Новоколхозное Неманского района «Патриотическое воспитание учащихся через музейную педагогику (из опыта работы)» - Сысоева Елена Николаевна, руководитель школьного музея МБОУ СОШ пос. Новоколхозное Неманского района
Раскрытие всех качеств личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством участия в традиционных общешкольных мероприятиях.
От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. В.В. Путин
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ