13-я Конференция МАРО Инновационный учебно-методический комплекс по физике в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 15 декабря 2007 г. Кандидат психологических наук Владимир Александрович Львовский Авторский коллектив: сотрудники Психологического института РАО, школы 91 РАО, фирмы «1С»
Направления инноваций Технико-технологическиеПедагогические Комплекс, решающий новые педагогические задачи современными средствами Простыми техническими средствами можно решать сложные педагогические задачи
В обучении должен биться «живой пульс исследовательской мысли» (Дж. Брунер) ЗАДАЧА СРЕДСТВО Формально-культурное действие Натуральное действие Проблематизация Культурное действие
Структура ИУМК Галерея ЦОРов «Портфель» Бумажные носители Цифровые носители Модели реального мира Модели возможного мира Практикумы Демонстрации Простые ЦОРы Слайд-шоу со звуковым сопровождением Исследова- тельские лаборатории Тренажеры Учебные пособия с разными маршрутами (7-9) Рабочая тетрадь с выде- лением видов работ (7-9) Методическое пособие со встроенным обучением Презентации Сетевой (общеклассный) учебникСправочник Энциклопедия Тесты Простые ЦОРы Тесты САЙТ ПОДДЕРЖКИ Методическое пособие ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Координация с информатикой Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)
«СТВОЛ»: разные позиции приводят к развитию понятий «ВЕТВИ»: попытка «объять необъятное» (мозаика) «ЛИСТЬЯ»: тексты, опыты, упражнения … (умения) Тяжелое и легкое «Видел в вещах ты не раз, что одна тяжелей, чем другая При одинаком объеме их тел. Отчего б это было?» (Лукреций) Аня объяснила так: в одном теле больше частиц, чем в другом. Борис объяснил так: частицы одного тела тяжелее, чем другого. Вера приняла участие в дискуссии: «Мне кажется, что правы оба ученика. Тело может быть тяжелее, если в нем больше частиц или сами частицы тяжелее». Предложите рисунки и схемы, иллюстрирующие различие в позициях А, Б, В и Л. В связи с этим обсуждением Гриша вспомнил известную загадку «Что тяжелее – килограмм пуха или килограмм железа?». На физическом кружке этому вопросу пришлось посвятить целую серию занятий.
Проблематизация КПД=25% КПД=50% КПД=150% «Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее надо меньше кормить и больше доить»
Простые ЦОРы Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)
Исследовательские лаборатории Весомый правильный Невесомый правильный «Сказочный» (вес) «Сказочный» (плечо) Возможное, невозможное и действительное. Видимое и мыслимое Работа с чужой точкой зрения Поиск характерных заданий (позиционное видение) Установка на поиск обоснований (опровержений)
Контрольно-оценочная самостоятельность (обратимость) Выделение двух зон: эксперимента и моделирования Задача управления (моделирование в разных планах) Демонстрации
Игры, тренажеры Отработка математических умений в применении к физическим задачам Поиск способов самопроверки Установка на приближенное, вероятностное, оценочное суждение
Практикумы Построение и использование измерительных приборов Сложная проектная задача Проверка и изучение закономерностей Выход на новое понятие Установка на поиск границ применимости Обработка фото- и видеоизоб ражений