Тема урока: «Подготовка к ГИА. Решение А7, В4 (Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Выделение причастного оборота запятыми)»
Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ГИА по русскому языку (А7, В4):повторить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях; повторить знаки препинания при обособленном определении, выраженном причастным оборотом; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Развивающие: использовать приемы педагогической технологии Шаталова для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий; способствовать повышению культуры речи. Воспитательные: содействовать эстетическому воспитанию школьников; создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности;
Ребята вошли в рощу, освещенную лучами осеннего солнца. Они часто останавливались, пораженные яркой красотой. На зеленой еще траве лежали опавшие разноцветные листья. Березы, все прошитые солнцем, пестрели весёлым золотым нарядом, сверкающим на солнце. Очень красивы были осины, одетые в багряную листву. Желтые листья, тихо падавшие на землю и печально шуршавшие под ногами, как будто прощались с нами. Дорожка, посыпанная желтым песком, вела к старинному особняку, окруженному белым деревянным забором. Дом выделялся на фоне этого праздника красок скромными формами, спокойным пастельным цветом стен. Прочитайте текст и подумайте, над чем сегодня мы будем работать, поставьте перед собой цели
Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом. А.С. Пушкин
Целеполагание - Повторить правописание Н и НН в полных прилагательных и причастиях и научиться успешно решать тесты ГИА по данной теме (А7). - Повторить знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами и научиться успешно решать тесты ГИА по данной теме (В4); - Обогатить свою речь причастными оборотами.
Опорные конспекты В.Ф.Шаталова Родился в 1927 г. Ученый, педагог, народный учитель. К 1970 году разработал всеобъемлющую технологию интенсивного и качественного обучения детей, независимо от их прежней успеваемости в школе, которая позволяет в среднем в три раза сократить время на освоение школьных программ.
Контроль. Тест по теме: «Н и НН в полных прилагательных и причастиях» Ключи к тесту: Вариант 1: 1) в; 2) г; 3) б; 4) а; 5) б; 6) б, г; 7) а, б, г. Вариант 2: 1) б; 2) б; 3) в; 4) а; 5) б; 6) б, г; 7) а, б, г.
Схема 1: определяемое слово,/причастный оборот / Схема 2: /причастный оборот / определяемое слово Выделение причастного оборота запятыми Задание: Первому варианту необходимо найти и указать номера предложений, которые соответствует схеме 1, второму варианту – 2.
Ключи Вариант 1: 1, 3, 5, 7, 9 Вариант 2: 2, 4, 6, 8.10.
Контроль. Выделение причастного оборота запятыми. Тесты (И.П.Цыбулько сборник под редакцией И. П. Цыбулько «Типовые экзаменационные варианты. Обновлённые варианты 2013». – М.: Национальное образование, 2012) Ключи: Вариант , , 11, , ,22 Вариант , 6, ,2,3,4, ,5, 5 - 1,
Комплексное закрепление знаний по орфографии и пунктуации. Частичный анализ текста Вариант 1 ( текст о городском доме ребёнка) из сборника под редакцией И. П. Цыбулько. «Типовые экзаменационные варианты. Обновлённые варианты 2013». – М.: Национальное образование, 2012: Задание: 1)поясните орфограммы и пунктограммы в предложенном тесте, сделайте вывод о связи пунктуации и орфографии; 2)определите стиль и тип речи; 3)найдите ключевые слова, подсказывающие тему текста; 4)определите проблематику.
Рефлексия - Как вы считаете, достигли ли вы своих поставленных целей сегодня на уроке? – Оцените результаты своей работы на уроке по критериям и запишите на полях одну из букв: А, Б, В. Критерии оценки А – Задания были мне были понятны, я легко справился. Б – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила. В – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
Домашнее задание – Тот, кто записал букву А, решает вариант 2 (И. П. Цыбулько). Часть 2,3; – Тот, кто записал букву Б, решает тест (распечатанный) – Тот, кто записал букву В, читает параграф 25 и выполняет упражнение 315.
Спасибо за внимание !