Класс делится на пять групп, группы собираются около своих столов с надписями «Ток в металлах», «Ток в полупроводниках», «Ток в вакууме», «Ток в жидкостях», «Ток в газах» и собирают свои картинки(можно и на мониторе компьютера). Каждая группа готовит по своей теме обобщающее сообщение и четыре вопроса. Сначала прослушиваются все рассказы (выступает каждый ученик с изложением своей части материала). Затем проводится взаимопроверка знаний: каждая группа задает по одному вопросу другим группам. (Оценка за сообщение - до 12 баллов, за каждый правильный ответ - 1 балл.)
Каждой группе дается свой кроссворд. Большие копии сеток этих кроссвордов вывешиваются на доску. После того, как кроссворды решены, по два представителя от каждой группы выходят к доске, заносят ответы в сетку своего кроссворда и формулируют вопросы к использованным в кроссворде понятиям, указанным учителем. (До 12 баллов.) Можно это делать и на мониторе с помощью программы Adobe Flash Player(см. приложение)
1. Самостоятельный сильноточный разряд в газах. 2. Процесс выделения на электродах веществ, входящих в состав электролита. 3. Процесс образования нейтральных атомов в ионизированном газе. 4. Вакантное место с недостающим электроном. 5. Ученый, установивший законы электролиза. 6. Отрицательный электрод. 7. Свободный носитель заряда в металлах. 8. Процесс получения отслаиваемых покрытий при помощи электролиза. 9. Положительный электрод. 10. Самостоятельный слаботочный газовый разряд в сильно неоднородных полях. 11. Двухэлектродный электронный прибор. 12. Устройство, без которого невозможен несамостоятельный разряд.
1. Проводимость электролитов. 2. Гигантский искровой разряд в природе. 3. Вещество, сопротивление которого с повышением температуры уменьшается. 4. Примеси, легко отдающие электроны. 5. Отрицательный электрод. 6. Примеси, приводящие к увеличению дырок в полупроводнике. 7. Вещество, в котором мало свободных заряженных частиц. 8. Процесс выделения на электродах веществ, входящих в состав электролита. 9. Процесс покрытия металлических предметов слоем другого металла путем электролиза. 10. Ученый, установивший законы электролиза. 11. Положительный электрод. 12. Двухэлектродный электронный прибор.
1. Вакантное место с недостающим электроном. 2. Процесс протекания тока через газ. 3. Самостоятельный слаботочный газовый разряд в сильно неоднородных полях. 4. Вещество, в котором мало свободных заряженных частиц. 5. Раствор соли, кислоты или основания. 6. Гигантский искровой разряд в природе. 7. Самостоятельный слаботочный разряд в газах при небольших давлениях. 8. Процесс выделения на электродах веществ, входящих в состав электролита. 9. Проводимость электролитов. 10. Распад атомов газа на положительные ионы и электроны. 11. Положительный электрод. 12. Отрицательный электрод.
1. Процесс выделения на электродах веществ, входящих в состав электролита. 2. Процесс получения отслаиваемых покрытий при помощи электролиза. 3. Вакантное место с недостающим электроном. 4. Процесс образования нейтральных атомов в ионизированном газе. 5. Распад атомов газа на положительные ионы и электроны. 6. Вещество, сопротивление которого с повышением температуры уменьшается. 7. Процесс протекания тока через газ. 8. Процесс образования ионов при растворении в воде солей, щелочей, кислот. 9. Самостоятельный разряд в газе. 10. Вещество, в котором мало свободных заряженных частиц. 11. Отрицательный электрод. 12. Двухэлектродный электронный прибор.
1. Процесс покрытия металлических предметов слоем другого металла посредством электролиза. 2. Отрицательный электрод. 3. Примеси, легко отдающие электроны. 4. Полупроводниковый прибор для измерения температуры по силе тока. 5. Положительный электрод. 6. Двухэлектродный электронный прибор. 7. Процесс выделения на электродах веществ, входящих в состав электролита. 8. Полупроводниковый прибор, в котором используется зависимость сопротивления от освещенности. 9. Проводимость электролитов. 10. Вещество, которое хорошо проводит электрический ток. 11. Гигантский искровой разряд в атмосфере. 12. Самостоятельный слаботочный разряд
Группы получают по пять карточек лото и, прослушивая задания учителя, закрывают соответствующие поля в своих карточках. (До 6 баллов.)
Газ, атомы которого распались на ионы и электроны. Самостоятельный разряд в газе, который используют для сварки металлов. График зависимости удельного сопротивления полупроводников от температуры. Процесс испускания электронов нагретым катодом. Схематическое изображение вакуумного диода. Самостоятельный разряд в газе, который наблюдается при атмосферном давлении в сильно неоднородных электрических полях. Вольт - амперная характеристика самостоятельного разряда в газе. Процесс образования в газе нейтрального атома из иона и электрона. Схема опыта Л.И.Мандельштама и Н. Д. Папалекси по доказательству электронной проводимости металлов. График, полученный Х.Камерлинг-Оннесом при открытии сверхпроводимости. Вольт-амперная характеристика полупроводникового диода. Единица измерения электрохимического эквивалента. Разряд в газе, примером которого является молния. Вольт-амперная характеристика вакуумного диода. Самостоятельный разряд в газе, который наблюдается при низких давлениях и используется в рекламных трубках. Единица измерения постоянной Фарадея. Схематическое изображение электронно-лучевой трубки. Единица измерения удельного сопротивления вещества. Вольт-амперная характеристика несамостоятельного разряда в газе. Схематичное изображение полупроводникового диода.
4. Каждая группа получает карточку с заданием соединить стрелками названия газовых разрядов с условиями их протекания. (До 16 баллов.)В соответствии с полученными баллами выставляются отметки: баллов - «5»; балла - «4»; баллов - «3». Пока учитель подводит итоги, учащиеся сочиняют оду про разряд любого типа, начиная словами: «О,молния…», «О,искровой разряд» и т.д. Лучшие оды зачитываются. Например: О, молния, как твой характер крут! Посверкивая в небе голубом, Ты убиваешь вдруг, Не сожалея ни о ком. Задание «Соедини стрелками» можно делать и на мониторе с помощью программы Аdobe Flash Player (см.приложение)