РМО учителей русского языка и литературы МБОУ «Петровская ООШ», 28 августа 2013 года
Педагогический профессионализм – стратегическая перспектива развития и совершенствования современного учителя в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Тема заседания РМО
Социальный заказ и современный учитель – профессиональный портрет (компетентность и компетентностей подход в современном образовании). Практическая часть: составление проекта компетентностной модели современного учителя (работа в группах) (Семёнова Е.Н. Хортицкая СОШ) Проблемы профессиональной готовности педагогов при реализации ФГОС на ступени основного общего образования. Практическая часть: Диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» (Суворова Н.Н., Александровская СОШ) – Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС. Практическая часть: разработка плана урока по теме (работа в группах) (Гумерова Л.Р., Марксовская СОШ) – Организация проектной деятельности учащихся в целях достижения метапредметных результатов освоения содержания современного школьного образования. Практическая часть: выставка творческих работ учащихся школ района. (Хмиль Н.П., Петровская ООШ) Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе – «Ромашка»: задание учителям каждой школы к заседанию в октябре-ноябре 2013 г. (Семёнова Е.Н., руководитель РМО) Рекомендации по итогам работы секции по теме: «Педагогический профессионализм - стратегическая перспектива развития и совершенствования современного учителя в рамках реализации национально-образовательной инициативы « Наша новая школа» Содержание заседания по теме
Социальный заказ и современный учитель – профессиональный портрет (компетентность и компетентностей подход в современном образовании) Семёнова Е.Н.
04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования 5 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
К федеральному уровню относятся: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г Письмо Минобрнауки РФ от г «О введении ФГОС ООО». Письмо Минобрнауки РФ от г «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. 189 «Об утверждении Сан Пин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ».
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Профессионализм особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. При этом под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего- либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. 8
Компетенция – это: 1)круг полномочий какого – либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Иными словами, компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). Компетентность и компетенция
Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости; комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Компетентность и компетенция
Т.о, компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение).
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. С такими требованиями можно ознакомиться в следующих документах Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Приказ Департамента общего и профессионального образования Оренбургской области «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемый к педагогическим работникам при аттестации на первую и высшую категории» Приказ Департамента общего и профессионального образования области «Об утверждении параметров соответствия при аттестации на первую и высшую квалификационные категории» Должностные инструкции, Положения о конкурсных отборах работников общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». « квалификационная характеристика» и «профессиональная компетентность»
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы" В.А.Сухомлинский