Основные термины и понятия. Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Поступок – это непосредственное выражение морали. Нравственный поступок – это то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. Особые признаки нравственного поступка
Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби,числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель) Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.
Омар Хайям (11 век, персидский поэт,математик, философ) Благородство и Подлость, Отвага и Страх – Всё с рожденья заложено В наших сердцах.
Древнеиндийское изречение Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе. Аристотель (древнегреческий философ) Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
Серёжа очень нелюдим. Ох, как подружиться с ним? А может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут. Девчонки просят: – Ёжик, Дай перочинный ножик! А Коля крикнет всех смеша: – Не уколитесь об Ежа! Но Ёж как будто глух и нем – Сидит, не говорит ни с кем. – Серёжа, взять в кино билет? А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься? – Нет мама будет волноваться. Но вот в начале декабря Узнали об Еже, Что у него совсем не зря Так плохо на душе, Что мама у него больна, С постели не встаёт она. И Ёжик ходит за обедом И топит печь вдвоем с соседом. Он должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному
Приходится Серёже, Решил Алёша: «Мы ему Всей звёздочкой поможем!» Друзья стучатся у дверей: – Открой, Серёжа, поскорей! Мы в нашем переулке тебе купили булки. – И сахар взяли заодно! – А здесь, в пакетике, пшено! Давай готовить ужин! – Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом, Он стал совсем не колкий, Скорей за чайником пошёл. Достал посуду с полки. Теперь хотел бы дружить, Пожалуй, с целым светом!... Когда кому-то трудно жить, Должны мы знать об этом.
«Серёже не везло. Играл он с ребятами «в прятки»и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет из-за угла: «Води, води, кашу не вари!»Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа !» Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята.– Ты нарушаешь правила игры».
Пять свойств не ладят с другими пятью. Внимательно заповедь слушай мою: С Надменностью Дружба не может сроднится, От Грубости Вежливость не родится, Величия мы у Злодейства не ищем, Скупец не подаст убогим и нищим, Для Веры и Верности Ложь не опора. Всё это усвой – и храни от вора.
«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше»
Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения. Разделите лист тетради на две части «чёрную» и «белую». На «чёрной» части напишите поступки, отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни.