Задание С5: методические рекомендации
Задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте
За полное и правильное выполнение этих заданий можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла. Неправильный ответ – 0 баллов.
Первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов ( свойств, проявлений и т. п.): « Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение ». « Назовите любые три причины объединения людей в группы »;
Вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « политический режим »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения : одно предложение, содержащее информацию о критериях (- и ) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Предложения должны демонстрировать знание выпускником обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном объекте.
при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать ; необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.
Назовите любые три фактора социализации личности
1) семейные воспитательные традиции ; 2) специальное окружение ; 3) социальные нормы ; 4) коммуникативные способности.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « политический режим »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения : одно предложение, содержащее информацию о критериях (- и ) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия, например : совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество ; ( Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о критериях выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например : Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества ; ( Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о критериях (- и ) выделения типов политических режимов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима, например : Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. ( Могут быть составлены любые другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса особенности демократического режима ) Правильно раскрыт смысл понятия ; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла
Правильно раскрыт смысл понятия ; в соответствии с требованием задания составлено (- ы ) предложение (- я ), содержащее (- ие ) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт ; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия - 2 балла
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт ; в соответствии с требованием задания составлено (- ы ) предложение (- я ), содержащее (- ие ) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов