Русское государство XVIII века
– переломные в истории отечественной педагогической мысли; – начальный период создания государственной системы народного просвещения
Потребность в изучении греко-латинских наук Распространение греко-латинской образованности (отдельные частные школы) Основание Славяно-греко-латинской академии (1687 г.). Сыграла важную роль, но не стала подлинным научным центром высшего образования
обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений Но подавляющая часть населения пребывала в невежестве.
Эпоха возникновения национальной школьной системы Завершение эпохи господства старорусского воспитания и обучения, главенства семейно-домашнего обучения. Появилась особая социальная группа профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью
4 периода в эволюции школы: – 1730-е годы – реформы Петра I 2. С 1730 г. до начала 1760-х годов: Царствование Анны Иоанновны (1730 – 1740) Царствование Елизаветы Петровны (1741 – 1761) 3. (1766 –1782) – 1 й этап реформ Екатерины II в обл. образования. 4. (1782 – кон. XVIII века) – 2 й этап реформ Екатерины II в обл. образования.
Просветительские реформы Петра: гражданский алфавит упрощал обучение грамоте формирование профессионального образования 1725 – учреждение Академии наук О ткрыты светские школы профессиональной направленности Началась профессиональная подготовка учительских кадров Новое направление в организации и содержании семейного воспитания (этикет, языки, мода).
Возникают закрытые сословные дворянские учебные заведения Форм-тся система дворянского образования Создается первый русский университет – в Москве (1755) Приходят в упадок школы, созданные Петром.
Окончательно сформировалась идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения с педагогической, а не с профессиональной или сословной целью восп-я. сложились объективные предпосылки к созданию единообразной, стройной государственной системы образования на основе всеобщего просвещения.
Предпринята первая попытка создания государственной системы образования в России. Создана Комиссия для подготовки школьной реформы Екатерина II предложила выдающимся педагогам и общественным деятелям создать проект развития народного образования в России