Иран: от «Белой революции» к «новой исламизации» (1960 – 2000 гг.) Пермь 2006
1. Предпосылки исламизации. Узурпация шахом власти и его не следование конституции. Диктаторская политика шаха в отношении всякой оппозиции (политических партий, объединений, групп). Политика гонений и запрещений. Расширение прослойки студенчества. Шах сумел убедить себя в том, что «белая революция» сумела создать морально- политическое единство иранского общества, и что это единство может служить основой для перехода к однопартийной системе Шах Рез Пехлеви
2. Этапы исламской революции. Первый этап. Январь 1978 г. – август 1978 г. – массовые выступления против шахского режима, деятельность Аятоллы Хомейни, кризис правительства, уступки. Август 1978 г. – февраль 1979 г. – эскалация анти режимных выступлений, «черная пятница» 8 сентября, бегство шаха Реза Пехлеви из Ирана, временного правительство М. Базаргана, последние очаги сопротивления новому правительству. Второй этап. Февраль 1979 г. – ноябрь 1979 г. – деятельность временного правительства М. Базаргана, консолидация политических сил, формирование государственных структур в целях полного господства духовенства. Аятолла Хомейни
3. Политическая система Ирана после 1979 г. А. Банисадр, Первый Президент. Бывший шах Рез Пехлеви. По Конституции декабря 1979 г., Исламская республика Иран фактически стала теократическим государством, основанным на власти высшего духовенства. (Самый первый человек, имел широчайшие полномочия вплоть до смещения президента) (Имел право отклонить любой парламентский закон) Президент, Парламент, избираемый народом, Правительство, назначаемое Президентом.
4. На новых рубежах (80 – 90-е гг). Прагматики Ортодоксы (Сохранение прежней системы грозит застоем общества и социальными потрясениями) (Сохранение исламизации всех сторон жизни общества, ведущая роль государства в экономике) Лидер «прагматиков», Али Акбар Хашеми Рафсаджани, Президент Ирана 1989 – 1997 гг. (Избирался на 2 срока)
4. Итоги Иран остался теократическим государством, однако он начал перенимать элементы западного развития экономики, откуда один шаг до политики. Хотя даже эти элементы официально называются «Исламскими».