Работу выполнили: Иванкина Дарья, 8 «А» класс Москвичева Марина, 8 «А» класс Павлиенко Никита, 8 «А» класс Казакова Александра, 8 «А» класс Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Учитель биологии Корикова М.А.. Городская среда существенно отличается от естественной природной среды. Бобров тоже не исключение, хотя и во.
Advertisements

Лишайники являются объектами живой природы, которые очень чувствительны к загрязнению воздуха. Из всех экологических групп лишайников наибольшей чувствительностью.
Оценка загрязнения воздуха с помощью лихеноиндикации. Кондратьева Мария МОУ «Гимназия 2» Учитель: Афанасьева Зоя Романовна, учитель высшей категории.
Лишайники как биоиндикаторы загрязнённости окружающей среды.
БИОИНДИКАЦИЯ И МОНИТОРИНГ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Мониторинг окружающей природной среды - это комплексная система долгосрочных наблюдений с целью оценки.
«Определение степени загрязнения атмосферы методом Лихеноиндикации» Работу выполнил: Рогов Юрий ученик 11 класса МОУ «Слудская СОШ» Руководители: Александрова.
Исследовательская работа по биологии Исследование загрязненности атмосферного воздуха методом лихеноиндикации Автор работы: Балакин Игорь Владиславович.
Исследовательская работа «Определение загрязнения воздуха на территории школы по видовому разнообразию и формам лишайников». Работу выполнил ученик 6 класса.
Лихеноиндикация Презентация учениц 8А класса школы 63 Лесневской Дарьи, Никитковой Марины и Поповой Анастасии Руководитель: Булимова И.Н., учитель биологии.
Экологический проект Тема: «Определение чистоты воздуха по лишайникам» Выполнила: Косякина Ирина ученица 8«В» класса СОШ 5 Руководитель: Жерлицина Е.А.
Воздух, которым мы дышим Работу выполнила учащаяся 11 «а» класса МОУ СОШ 73 г. Кирова Мастюгина Нелли.
Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации Автор: Ермакова Дарья Гадельшин Владислав, ученики 8 «б» класса, МОУ лицея 102.
Работу выполнила ученица 6 класса МОУ СОШ 36 Охлопкова Полина.
Тема урока Цель урока: Лишайник – комплексный организм, состоящий из гифов гриба и клеток водорослей, находящихся в симбиотических отношениях друг с другом.
Май 2012г. ТЕМА: «Индикация чистоты воздуха с помощью лишайников». 6 класс Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная.
Лишайники В природе встречается более 26 тысяч видов лишайников, они разнообразны по внешнему виду и цвету. Произрастают на всех континентах, в том числе.
ВЫПОЛНИЛ УЧАЩИЙСЯ 10 «А» КЛАССА КГБОУ КШИ «КЕДРОВЫЙ» ЧЕПИКОВ ИВАН РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ НОВОСЕЛОВА Т.А. Мониторинг качества воздушной среды в.
Выполнили Учащиеся 10 класса МОБУ СОШ 6 Березина Софья Полукарова Валерия Руководитель Учитель химии-биологии Кондратьева И.В год.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Метод биоиндикации при изучении окружающей среды Выполнил студент 2 курса 6 группы: Коротыш Дмитрий.
Транксрипт:

Работу выполнили: Иванкина Дарья, 8 «А» класс Москвичева Марина, 8 «А» класс Павлиенко Никита, 8 «А» класс Казакова Александра, 8 «А» класс Руководитель: Назаренко Вера Александровна

Актуальность. В последнее время особенно актуальна проблема загрязнения окружающей среды. Для оценки состояния загрязнения используются различные вещества, но природа сама определила индикаторы, которые могут оценить степень загрязнения окружающей среды. Это многие растения, среди которых наиболее интересными являются лишайники. Объектом изучения лишайники избраны, потому что они распространены по всему Земному шару и поскольку их реакция на внешнее воздействие сильна, а их изменчивость незначительна и замедленна по сравнению с другими организмами.

Наша цель: Изучить и пронаблюдать степень загрязнения окружающего пришкольного участка по методике лихеноиндикации.

Задачи: Изучить виды лишайников произрастающие на коре деревьев школьного участка на разных территориях. Пронаблюдать состав лишайников в разных частях школьного двора и их количество. Оценить степень загрязнения, рассчитать индекс палево толерантности, как показателя загрязненности.

Лишайники Лишайники – симбиотические организмы, которые состоят из грибной и растительной части. Растительная часть представлена водорослью, которая поставляет органические вещества Грибной компонент поставляет воду и минеральные вещества, а также не дает лишайнику высыхать

Лишайники (по морфологии) Накипные Листоватые Кустистые

Лишайники (по анатомии) Гомомерные: слоевище – рыхлое сплетение гриба, среди которых равномерно располагаются клетки водорослей. Гетеромерные: в слоевище есть дифференцированные слои, выполняющие определенную функцию.

Экологические группы лишайников эпифитные напочвенные (на деревьях и кустарниках) (на почве) эпилитные (на камнях и скалах)

Размножение лишайников. половое бесполое вегетативное

Особенности лишайников. 1) Поглощают воду всей поверхностью тела. 2) Большую часть химических веществ получают из атмосферы с осадками и пылью. 3) Химические элементы быстро накапливаются в теле лишайника. 4) Очень чувствительны к загрязнению.

Значение лишайников. 1) участвуют в круговороте веществ. 2) участвуют в почвообразовательном процессе. 3) лишайники – биоиндикаторы. 4) защита растений от грибов – паразитов. 5) используются в хозяйственной деятельности человека, парфюмерии, медицине.

Лихеноиндикация. Раздел биоиндикации, в котором изучаются лишайники и определение изменений в окружающей среде с их помощью называется, соответственно, лихеноиндикация. При изучении лишайников многих городов были обнаружены общие закономерности: Чем больше индустриализирован город, чем сильнее загрязнен его воздух, тем меньше встречается в нем видов лишайников, тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев и других субстратах и тем ниже их жизнеспособность (таблица 1).таблица 1 При повышении степени загрязненности воздуха первые исчезают кустистые лишайники, за ними – листовые и последними – накипные (таблица 2).таблица 2

Практическая часть 1. Заложили пробные площадки. Заложили пробные площади и модельные деревья с 4 сторон школьного двора. Для исследования выбрали тополя одного возраста удаленные друг от друга на значительные расстояния. 2. Измерения проективного покрытия. Проективное покрытие лишайников подсчитывалось с помощью прозрачной пленки, расчерченной на квадраты 1 х 1 см. Измерения на одном стволе производились с четырех сторон света. А также эти измерения производились на 3-х высотах: 60, 90, 120.

Оценка покрытия, % Балл сi Расчеты. Рассчитанное проективное покрытие позволяет вычислить индекс полеотолерантности (таблица 3 ), отражающий влияние загрязнения воздуха на лишайники. Индекс полеотолерантности ( IP ) вычисляется по формуле: IP = Σ ( Аi Ci ) / Cn В этой формуле: n – количество видов на описанной пробной площади; Аi – класс полеотолерантности вида (в наших расчетах принимаем аi=2 – наиболее пригодный для Европейской части России по классификации Трасса, 1995 г. «Классы полеотолерантности».); Сi – проективное покрытие вида в баллах; Сn– сумма значений покрытия всех видов (в баллах). Оценка проективного покрытия в баллах.

Индексы полеотолерантности ( IP ) и годовые концентрации SO 2 IPКонцентрация диоксида серы, (мг/м 3 ) Зона 1 – 2--Нормальная зона 2 – 50,01 – 0,03Смешанная зона 5 – 70,03 – 0,08Смешанная зона 7 – 100,08 – 0,10Зона борьбы 100,10 – 0,30Зона борьбы 0Более 0,3Лишайниковая пустыня

Краткая характеристика школьного двора Школа 32 находится в центре 17 м/р, между школой 8 (на северо-востоке), садиком для инвалидов (на юго-востоке) и садиком 81 (на севере), и жилыми домами (на северо- западе и юго-западе), магазинами «Магнит» (на востоке) и «Жили-были» (на юге). Заводов и промышленных предприятий рядом нет. На школьном дворе мы взяли по три тополя одного возраста с каждого из четырех участков с севера, юга, запада и востока (приложение 1).

Результаты исследования На исследуемых участках было выявлено два вида листоватых лишайников: ксантория постенная и пармелия бороздчатая (приложение 2). Также присутствовали накипные лишайников, но их видовую принадлежность установить не удалось. Преобладающим видом является ксантория постенная (приложение 3), как наиболее устойчивый к загрязнению вид. (приложение 2)(приложение 3),

Результаты исследования Наибольшая численность (приложение 4, 4 а) и разнообразие (приложение 5) было обнаружено на втором (114) и первом участке (70), что подтверждалось данными о площади проективного покрытия (82% - на втором участке, и 64% - на первом) (приложение 6, 7, 8). На третьем участке лишайников не было.(приложение 4, 4 а) (приложение 5) 678 ИП составил на первом участке 3,5, на втором – 2,6, на четвертом – 2, что характеризует их как смешанную зону, на третьем участке – 0 (лишайниковая пустыня).

Выводы В результате работы было установлено: Воздух на большей территории школьного двора загрязнен умеренно, что следует из разнообразия лишайников и ИП. Зона участка 3 относится к лишайниковой пустыне, что говорит о высокой концентрации выхлопных газов вблизи этой территории, т.к. рядом расположена дорога. Рекомендации. 1. Группе продленного дня организовывать площадки для детских игр на территории участка Перегородить дорогу внутри микрорайона, т.к. идет значительное загрязнение воздуха выхлопными газами.

Таблица 2 Определение степени загрязненности по наличию или отсутствию различных морфологических типов лишайников. Степень загрязнения Наличие (+) или отсутствие (-) Кустистых ЛистовыхНакипных Загрязнений нет Слабое загрязнение Среднее загрязнение Сильное загрязнение

Таблица 1 Встречаемость лишайников в разных частях города в зависимости от среднего количества диоксида серы в воздухе. Зоны лишайников Район города Концентрация диоксида серы «Лишайниковая пустыня» (лишайники практически отсутствуют) Центр города и промышленные районы с сильно загрязненным воздухом Свыше 0,3 мг/м 3 «Зона угнетения» (флора бедна – фасции, леканоры, ксантории)Районы города со средней загрязненностью 0,05 - 0,3 мг/м 3 «Зона нормальной жизнедеятельности» (максимальное видовое разнообразие; встречаются, в том числе и кустистые виды – уснеи, анаптихии, алектории) Периферийные районы и пригороды Менее 0,05 мг/м 3

План наблюдения за лишайниками. 1 участок 2 участок 3 участок 4 участок нет лишайников 31 дорога Рис. 1. – Карта-схема двора школы 32 Приложение 1

No участкаNo дерева Кол-во лиша-ков на дереве Кол-во лиша-ков на участке 1А)1070 Б)20 В)40 2А)50114 Б)39 В)25 3А) б) в)Нет 4А)1531 Б)9 В)7 Приложение 4

Приложение 4 а Рис. 2. – Диаграмма содержания лишайников на различных участках.

Приложение 2 Ксантория постенная и пармелия бороздчатая

Приложение 5 Разнообразие морфологических форм лишайников на исследуемых территориях участка кустистыелистоватыенакипные Степень загрязнения 1 участок -++ Слабое загрязнение 2 участок -++ Слабое загрязнение 3 участок --- Сильное загрязнение 4 участок --+ Среднее загрязнение

Приложение 3 Видовое распределение листоватых лишайников

Приложение 6 Общее проективное покрытие на площадке 1 дерева% покрытия на уровне 60 см % покрытия на уровне 90 см % покрытия на уровне 120 см Общее покрытие 168,187,390, ,650,973, ,461,388,363 итого 64 ИП=3,5

Приложение 7 Общее проективное покрытие на площадке 2 дерева% покрытия на уровне 60 см % покрытия на уровне 90 см % покрытия на уровне 120 см Общее покрытие 145,274,393, ,389,575, ,699,397,194 итого 82 ИП=2,6

Приложение 8 Общее проективное покрытие на площадке 4 дерева% покрытия на уровне 60 см % покрытия на уровне 90 см % покрытия на уровне 120 см Общее покрытие 17,59,337,218 25,320,528, ,125,329,627 итого 21 ИП=2