Обратимость химических реакций
Цели и задачи: изучить сущность химического равновесия и ознакомиться с факторами, влияющими на химическое равновесие, и принципами смещения химического равновесия. Формировать умение определять направление смещения химического равновесия в зависимости от изменения условий протекания обратимой реакции
Тест по теме «Классификация химических реакций. Скорость химической реакции» (2 балла за верный ответ) Вариант 1 Вариант б 1 - г 2 - в 2 - г 3 - б 3 - в 4 - г 4 - а 5 - б 5 - в
1. Равновесие – состояние покоя, в котором находится какое – нибудь тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающихся сил. 2. Состояние спокойствия, уравновешенности, отсутствие значительных колебаний в настроениях, отношениях. С. И. Ожегов «Словарь русского языка» Под … равновесием мы понимаем состояние, в котором свойства системы, определенные экспериментально, не претерпевают дальнейшего изменения даже по истечении … времени. Однако это не значит, что отдельные частицы остаются неизменными. Гилберт Ньютон Льюис
По направленности процессы бывают: – а) обратимые – это реакции, протекающие в данных условиях одновременно в двух противоположных направлениях. Таких реакций подавляющее большинство. В органической химии признак обратимости отражают названия – антонимы процессов: *гидрирование – дегидрирование, *гидратация – дегидратация, *полимеризация – деполимеризация. Обратимы все реакции этерификации (противоположный процесс носит название гидролиза) и гидролиза белков, сложных эфиров, углеводов, полинуклеотидов. Обратимость этих процессов лежит в основе важнейшего свойства живого организма – обмена веществ. б) необратимые – это реакции, в продуктах которых есть вода, газы или осадки.
N H 2 2 NH 3 прямая обратная Состояние системы, при котором скорость прямой реакции РАВНА скорости обратной реакции называется химическим равновесием
Анри Луи Ле Шателье ( – )
(с 1907 г). Французский физикохимик и металловед, член Парижской академии наук (с 1907 г). Родился в Париже. Учился в Политехнической школе и Высшей горной школе в Париже. Затем был горным инженером в Алжире и Безансоне. В 1878 – 1919 гг профессор Высшей горной школы. В 1907 – 1925 гг работал в Парижском университете. Исследования относятся к физической химии. Предложил оригинальный способ определения теплоемкостей газов при высоких температурах. Сформулировал (1884 г) общий закон смещения химического равновесия (принцип Ле Шателье). Изучал химические процессы в металлургии. Изучал свойства и способы приготовления цементов. Создал металлографический микроскоп и усовершенствовал методику исследования строения металлов и сплавов. Нашел условия синтеза аммиака. Президент Французского химического общества (1931 г). Иностранный член – корреспондент Петербургской академии наук (с 1913 г) и почетный член АН СССР (с 1926 г).
Физкультминутка
Принцип Ле Шателье «Если на систему, находящуюся в равновесии, оказать внешнее воздействие (изменить концентрацию, температуру или давление), то оно способствует протеканию той реакции- прямой или обратной,- которая ослабляет это воздействие »
Влияние концентрации N 2 + 3H 2 2NH 3 + Q C (N 2 ) С (H 2 ) С (NH 3 ) С (N 2 ) С (H 2 )
Влияние давления (для газов!) N 2 + 3H 2 2NH 3 + Q 4 моль газов 2 моль газов Р
Влияние температуры 3 + Q N 2 + 3H 2 2NH 3 + Q Т Т
Влияние катализаторов Катализаторы не влияют на смещение химического равновесия, т. к. они одинаково ускоряют, как прямую, так и обратную реакцию
Вывод Химические реакции подразделяются на обратимые и необратимые. При выравнивании скоростей прямой и обратной реакций наступает состояние химического равновесия. Химическое равновесие в системе можно сместить воздействием следующих факторов: температуры, давления, концентрации. Катализаторы на смещение химического равновесия не влияют
Тест «Химическое равновесие» (2 балла за каждый верный ответ)
Рефлексия Если вы с утверждением согласны, то поставьте «+» 1. Я узнал(а) много нового. 2. Мне это пригодится в жизни. 3. На уроке было о чем подумать. 4. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Домашнее задание I уровень: § 31, с II уровень: I уровень + с (c, d) III уровень: I, II уровень + с
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!