1
Показатели, составляющих общую характеристику здоровьесберегающего урока Плотность урока Количество видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Частота чередования раз- личных видов учебной деятельности Количество видов преподавания Чередование видов преподавания Наличие эмоциональных разрядок Место и длительность применения ТСО Чередование позы Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток Комфортный психологический климат Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности 2
Формирование мотивации на урок Психоэмоциональный настрой на урок; Наличие эмоциональных разрядок; Комфортный психологический климат; Ученику на уроке должно быть интересно; Ученик реально должен понимать практическое значение темы лично для него; Создание ситуации успеха. 3
Постоянный контроль и коррекция учителем Рабочей позы; Уровня комфортности; Уровня усталости (утомляемости); Дозировки нагрузки; Дозировки помощи; Степени участия и результативности. 4
Валеологические рекомендации проводить во всех классах гимнастику для глаз; упражнения на улучшение микроциркуляции и снятие статической нагрузки (вибрации). 5
Двигательный режим урока Смена динамической позы; Опрос стоя у парты или выход к доске; Проведение физкультминутки; Организованные перемещения; Нетрадиционные формы урока. 6
Прогнозируемая плотность урока 75 – 80% учебного времени 7
Место и длительность применения ТСО 1 класс – 10 минут; 2-5 классы – 15 минут; 6-7 классы – 20 минут; 8-9 классы – 25 минут; классы – 30 минут. 8 Соблюдение правил оформления изготовленных ресурсов (слайды и др.)
Организационный момент урока Начало урока (настройка); Порядок рассаживания школьников за партами в соответствии с антропометрическим данными; Приветствие; Контроль правильной посадки за партой; Психоэмоциональный настрой на урок. 9
Контроль знаний и умений Фронтальный; Индивидуальный; Письменный; Устный; В группе; По карточке (билету); Тестирование; Выполнение классной работы; Выполнение домашней работы; Выполнение творческого или практического задания. 10 Должен быть проведен с использованием разных форм и методов.
Оценка уровня ЗУН Школьникам заранее доведены требования (критерии) оценивания; Школьники ознакомлены с уровнем (объемом) ЗУН соответствующих отметкам: 5; 4; 3; 2; Учитель обязательно комментирует выставленную от- метку. 11
Число видов преподавания видов преподавания ( словесный, демонстрация, использование ТСО, использование интерактивных методов и т.д.) 12
Число видов учебной деятельности школьников 3 – 5 видов учебных действий ( слушать, читать, смотреть, интерактивные формы работы, и т.д.) 13
Чтение, письмо Длительность одномоментного чтения, письма в 4–10-х классах – 7–30 мин. 14
15 Визуальная система. Человек предпочитает думать картинками. Аудиальная система. Человек предпочитает слушать громкую, отчетливую,красочную речь. Внутренние каналы восприятия информации Обращаясь к классу, надо использовать материалы, воздействующие на разные репрезентативные системы человека. Кинестетическая система. Человек обращает внимание на то, как люди добиваются успеха.
Домашнее задание Задано за 7-5 минут до звонка; Задания написаны на доске; Задания произнесены вслух; Просмотрен текст параграфа учебника и прочитаны задания в учебнике; Сделаны к заданию комментарии; Даны ответы на уточняющие вопросы учеников; Дифференцирование заданий по степени трудности. На каникулы, праздники и выходные по возможности домашнее задание не задавать. 16
для дифференцирования учебного материала на уроках и объема домашних заданий; для учета медицинских рекомендаций, для детей имеющих хронические заболевания. Листки здоровья класса (от медицинских работников школы)
Завершение урока Обязательно по звонку; Психоэмоциональная коррекция. 18 Выведение учащихся на перемену (двигательная активность! )
19 Работу выполнила учитель Т.Л. Быкова, МОУ «СОШ 54», г. Барнаула