Двигательная активность школьников
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей Неправильная осанка. Плоскостопие. Задержка моторного развития. Несформированная потребность в ежедневной двигательной активности.
Двигательный режим урока Смена динамической позы. Опрос стоя у парты или выход к доске. Проведение физкультминутки. Нетрадиционные формы урока. Организованные перемещения.
Профилактика нарушения осанки Необходимость выработки правильной позы при ходьбе, работе сидя за партой, столом, стоя у доски, при выполнении домашних заданий; Двигательная деятельность детей, которая включает саморегуляцию позы, укрепление мышц и связок, формирование интереса к движениям. Рациональный способ переноски тяжестей (с помощью ранца, рюкзака), ограничение переноса тяжести в одной руке. Позы сна детей (целесообразна относительно жесткая упругая кровать, маленькая (только под шею) подушка. Конструкция одежды. Тугие пояса перетягивают живот, чем вызывают нарушения органов брюшной полости, затрудняют глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник.
Плоскостопие Статическое – развивается у детей в результате рахита, несоответствия нагрузки на связки, мышцы, кости и возможностей организма (избыточная масса тела, поднимание чрезмерных тяжестей, ношение обуви без каблука, на твердой подошве). Травматическое – развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава. Паралитическое – наблюдается в связи с заболеваниями нервной системы (например, последствие детского паралича).
Профилактика плоскостопия Выработка правильного положения стопы при ходьбе. Ходьба босиком (особенно летом). Бег на носках, пятках. Специальные упражнения в комплексе утренней гимнастики. Подвижные игры плавание. Массаж стоп (после каждой водной процедуры). Правильно подобранная обувь.
Профилактика гиподинамии. Упражнения на улучшение микроциркуляции и снятие статической нагрузки (вибрации, стретчинг). Также способствуют снижению уровня агрессивности учащихся. Организация динамических (в том числе музыкальных) перемен, динамических часов, работа спортивных, танцевальных и др. секций.
Упражнения на улучшение микроциркуляции и снятие статической нагрузки(вибрации) И.П. сидя на стуле. Каждое упражнение выполняется сек. 1. «Марширование» на месте: поочередно поднимая стопы на 5-10 см от пола, добиваться встряхивания икроножных мышц при опускании стоп. 2. То же, одновременно поднимая и опуская стопы. 3. То же, поочередно поднимая-опуская ноги, разводить их врозь на счет 1-8 и возвращать ноги в И.П. на счет То же, выполняя синхронно сходящиеся-расходящиеся движения ногами. 5. То же, выполнить простукивание пятками по полу (поочередно и одновременно). 6. То же, выполнить простукивание носками (поочередно и одно- временно). 7. То же, с чередованием движений ног с пятки на носок (попеременно и одновременно).
Упражнения на улучшение микроциркуляции и снятие статической нагрузки(стретчинг) Стретчинг (растяжки) следует выполнять в умеренном или медленном темпе, на выдохе. На вдохе – возвращение в и.п. Каждое упражнение выполнить 4-6 раз. 1. И.п.: стоя, сидя на стуле. Руки вдоль туловища. Медленно потянуть ладонь вниз. То же другой рукой. Разнообразить упражнение можно меняя положение ладоней – к себе, наружу, вперед и положение рук: вперед, в стороны, вверх. 2. То же, с одновременным поворотом головы в сторону, противоположную движению руки. 3. То же, с одновременным наклоном головы в сторону, противоположную движению руки. 4. И.п.: то же. Руки в замке за локти. Чередовать потягивание локтя. Положение рук: вниз, вперед, вверх. 5. То же, круговые движения руками по и против часовой стрелке. 6. То же, восьмерки.
Вибрационная гимнастика академика Микулина И.П.: стоя, тело максимально расслаблено, ноги на ширине или чуть шире плеч, позвоночник в «подвешенном» состоянии. Приподнимаясь на носках, отрывая пятку на 4-5 см, энергично опускаться на пятку, вызывая вибрацию во всем теле. Режим – 1 раз в секунду. Продолжительность – не более 1 минуты. Примечание: идеальный режим выполнения – синхронно с ритмом сердечных сокращений
Спасибо за внимание! Работу выполнила учитель Т.Л. Быкова, МОУ «СОШ 54», г. Барнаула