1 Ключевой тезис – конструирование собственного знания в рамках своей поисковой деятельности. Философия – нельзя научить, можно научиться. Цель – развитие мыслительных навыков. Позволяет – развивать познавательные способности личности. Ориентирована – на воспитание социальной ответственности. Результативность – развивается способность постижения внутренних взаимосвязей между блоками информации, формируется единое информационное поле, что помогает лучшему усвоению.
2 Визуальные формы организации 1.Фишбоут. 2.Кластеры. 3.Рисунки. 4.Схемы. 5.Дневники. 6. Бортовые журналы. 7. Таблицы (концептуальные – линии сравнения).
3 1 стадия – вызов. 2 стадия – осмысление содержания. 3 стадия – рефлексия. Основа – трехфазовая структура урока.
4 Учитель – активизирует, мотивирует, «вызывает» имеющиеся знания, создает ассоциации по теме. Учащиеся – вспоминают, систематизируют, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Приёмы (работа в группах) – составление списка известной информации: рассказ-предположение по ключевым словам; графика (кластеры-гроздья, таблицы с линиями сравнения, схемы, рисунки); предложены верные-неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; ассоциации; П – М – И (плюс – минус – интересно или?); таблица «толстых» и «тонких» вопросов и др.
5 Знаю Хочу знать Узнал Работа в парах – заполняет один ученик на выданном листе с расчерченной таблицей. Задание классу. 1. Вспомнить строение, свойства изученных углеводородов и кратко заполнить 1 графу таблицы. 2. Заполни 2 графу таблицы о новом классе углеводородов.
6 Знаю Хочу знать Узнал 1. В углеводородах существуют одинарные, двойные, тройные виды связей. 2. Между С-С в углеводородах бывают σ и π-связи. 3.σ-связи более прочные, чем π-связи. 4. У непредельных углеводородов химические реакции идут по типу присоединения, по месту разрыва π - связи. 5. Непредельные углеводороды взаимодействуют с водородом, галогенами, галогеноводородами. 1. Есть ли другие виды связей? 2. Если есть, то какие? 3. Какова их прочность? 4. По какому типу идут химические реакции? 5. С какими веществами взаимодействуют эти вещества? Предполагаемое заполнение таблицы.
7 Учитель – работа направлена на сохранение интереса. Учащиеся – работа с информацией (читают текст, используя активные методы чтения). Приёмы – маркировка; П – М – И, П – М - В (плюс – минус – интересно, ?); кластеры, таблицы (вносятся дополнения, исправления); бортовые журналы, дневники; поиск ответов; обоснование верных-неверных утверждений; таблица «толстых» и «тонких» вопросов и др.
8 таблица «толстых» и «тонких» вопросов
9 Знаки маркировки текста: «v» - знаю, «-» - противоречит моим первоначальным представлениям, «?» - хочу узнать, «+» - это для меня новое. Задание классу (3-4 минуты). Прочитать текст учебника о химических свойствах бензола (с ). Маркировать текст значками по мере чтения на полях справа.
Химические свойства. 10 Вопрос классу (фронтальная беседа). Какие вещества присоединяет бензол? При каких условиях? Задание классу (2 ученика у доски). Записать в тетрадь уравнения реакций взаимодействия бензола с хлором и с водородом (3 минуты).
I. Вызов (возвращение) 11 Знаю Хочу знать Узнал 1. В углеводородах существуют одинарные, двойные, тройные виды связей. 2. Между С-С в углеводородах бывают σ и π-связи. 3.σ-связи более прочные, чем π-связи. 4. У непредельных углеводородов химические реакции идут по типу присоединения, по месту разрыва π -связи. 5. Непредельные углеводороды взаимодействуют с водородом, галогенами, галогеноводородами. 1. Есть ли другие виды связей? 2. Если есть, то какие? 3. Какова их прочность? 4. По какому типу идут химические реакции? 5. С какими веществами взаимодействуют эти вещества? 1.2. Существует π-система между 6 атомами углеродов. 3.π-система менее прочная, чем π-связи у непредельных углеводородов. 4. У бензола химические реакции идут по типу присоединения, по месту разрыва π –системы и по типу замещения, без ее разрушения. 5. Бензол взаимодействует с водородом, галогенами, азотной кислотой. Предполагаемое заполнение таблицы. Задание классу (фронтальное обсуждение). Ответьте на вопросы 2-ой графы.
Применение (фиш бот) 12 Задание классу. Заполнить в тетрадях схему:«Применение бензола», используя учебник (с. 134, схема 6) Область применения ? Вывод Бензол Свойства
13 Учитель – дает задание. Учащиеся – соотносят новую информацию со старой. Приёмы - графика (кластеры, таблицы); исправление верных-неверных утверждения; ответы на поставленные вопрос; установление причинно-следственных связей; написание творческих работ; организация дискуссий и др.
14 Задание классу 1. Составить в тетради кластер, используя таблицу на листках Узнал Знал Бензол
Источники информации Халперн Д. Психология критического мышления – С.-Пб.: Изд-во «Питер», – 512 с. 4. Алексеенко Н.А. Технология развития критического мышления – Барнаул: АКИПКРО, 2008
16