Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ей восхищался Гейне (он назвал её «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской). Ей увлекались Тютчев (посвятил ей несколько стихотворений, в том числе «Я помню время золотое» и «Я встретил вас»), Пушкин, Вяземский, А. И. Тургенев и сам царь Николай I. Баварский король Людвиг I заказал её портрет для собираемой им во дворце Нимфенбург Галереи красавиц.Гейне Тютчев Пушкин ВяземскийА. И. Тургенев Николай IЛюдвиг I дворце Нимфенбург Галереи красавиц
Федор Иванович женился рано, двадцати трех лет. После окончания университета в 1826 году он был определен на дипломатическую службу в Мюнхен и уже через год стал мужем прелестной Элеоноры Петерсон, вдовы русского посланника, взяв ее с четырьмя сыновьями от первого брака. Элеонора была старше Тютчева на четыре года, она боготворила его. «Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, – признавался спустя годы Федор Иванович, – в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня».
И вдруг новая страсть врывается в жизнь Тютчева. Он влюбляется в жену барона Дернберга Эрнестину, одну из первых красавиц Мюнхена, красота которой сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием. Это было не просто увлечение, какие случались с ним и раньше, а роковая страсть, которая, по словам поэта, «потрясает существование и в конце концов губит его». Разве можно долго таить такую любовь от чужих глаз? Тем более что Эрнестина теперь свободна: муж ее умер вскоре после ее знакомства с Федором Тютчевым. Их роман получает огласку. Жена, узнав о связи мужа, пытается покончить с собой... Но ведь он любит и Элеонору, любит обеих... Так или иначе, жить в одном городе, в одной стране уже невозможно.
он грезил об Эрнестине и был убежден: если бы не она – не вынести ему тяжести перенесенной утраты... Они венчались в июле 1839 года. Вторая жена Федора Ивановича, деликатная, очень сдержанная Эрнестина Феодоровна, в девичестве – баронесса Пфефель, уроженка Дрездена безмерно обожала своего Theodora. Ее отец, брат и первый муж – барон Дернберг – всю жизнь состояли на службе при Баварском королевском дворе, и вообще, вся семья их сердечно дружила с фамилией самого короля Баварии, Людвига, на чьих придворных балах яркою звездой всегда блистала «милая Нестерле», как звали ее в семье.
Роман Тютчева с Еленой Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было – 24, ему – и развивался пугающе стремительно! Через полтора десятилетия Тютчев напишет: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня...
Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи, он не собирался, да и не мог оставить преданной и все знающей Эрнестины Феодоровны и фрейлин – дочерей, свою службу дипломата и камергера. Эгоистичность, вспыльчивость, частую, рассеянную невнимательность к ней, а в конце – даже полу холодность, – и даже то, что ей нередко приходилось лгать детям, и на все их вопросы: «А где папа и почему он обедает с нами только раз в неделю?» – с запинкою отвечать, что он на службе и очень занят.