ПЕРЕДАЧА ТЕПЛА Тема учебного проекта: Автор проекта: Аверков Александр Викторович, учитель физики и информатики учитель физики и информатики Жидиловского филиала Жидиловского филиала МОУ Заворонежской СОШ МОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района Мичуринского района ТЕПЛОПЕРЕДАЧА – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ Творческое название:
Виды теплопередачи – помощники или вредители? Учебный предмет: физика, астрономия Основополагающий вопрос: Участники: учащиеся 8 класса
Аннотация проекта Учебный проект на тему «Передача тепла» реализуется в рамках учебного предмета физики. Цели выполняемых исследований: Знать различные виды теплопередачи; Знать различные виды теплопередачи; Изучить механизм действия каждого из них; Изучить механизм действия каждого из них; Выявить их в условиях обыденной жизни на различных примерах; Выявить их в условиях обыденной жизни на различных примерах; Познакомить учащихся с достоинствами и недостатками каждого вида теплопередачи в различных условиях. Познакомить учащихся с достоинствами и недостатками каждого вида теплопередачи в различных условиях. Проект рассчитан на учащихся 8 класса.
Дидактические цели проекта: Формирование умений и навыков для работы по самостоятельному определению видов теплопередачи; Формирование умений и навыков для работы по самостоятельному определению видов теплопередачи; Развитие логического и абстрактного (неординарного) мышления; Развитие логического и абстрактного (неординарного) мышления; Приобретение навыков работы в команде. Приобретение навыков работы в команде.
Освоить представления о теплопроводности, конвекции, излучении и выявить их основные различия; Освоить представления о теплопроводности, конвекции, излучении и выявить их основные различия; Изучить программу PowerPoint для составления отчётов в виде электронной презентации; Изучить программу PowerPoint для составления отчётов в виде электронной презентации; Выявить слабые места в процессе эксперимента и принять меры для их устранения. Выявить слабые места в процессе эксперимента и принять меры для их устранения. Методические задачи:
Для чего нужна передача тепла? Для чего нужна передача тепла? Какие виды теплопередачи невозможны в твёрдых телах? Какие виды теплопередачи невозможны в твёрдых телах? С помощью какого вида теплопередачи осуществляется перенос тепла с Солнца на нашу планету? С помощью какого вида теплопередачи осуществляется перенос тепла с Солнца на нашу планету? Какие из веществ хуже проводят тепло: металлы или пластмассы? Какие из веществ хуже проводят тепло: металлы или пластмассы? Какой из видов теплопередачи связан с циркуляцией газа или жидкости? Какой из видов теплопередачи связан с циркуляцией газа или жидкости? Почему вакуум – самый плохой проводник тепла? Почему вакуум – самый плохой проводник тепла? Проблемные вопросы:
Результаты исследований Презентация учащегося; Презентация учащегося; Информационный буклет; Информационный буклет; Web сайт; Web сайт; Статистические данные. Статистические данные.
Этапы и сроки проведения проекта Формулирование тем исследований учащихся (1 урок, 10 мин); Формулирование тем исследований учащихся (1 урок, 10 мин); Формирование групп для проведения исследований (1 урок, 15 мин); Формирование групп для проведения исследований (1 урок, 15 мин); Выдвижение гипотез (1 урок, 15 мин); Выдвижение гипотез (1 урок, 15 мин); Выбор творческого названия проекта (2 урок, 15 мин); Выбор творческого названия проекта (2 урок, 15 мин); Обсуждение плана работы учащихся (2 урок, 15 мин); Обсуждение плана работы учащихся (2 урок, 15 мин); Обсуждение с учащимися источников информации (2 урок, 10 мин); Обсуждение с учащимися источников информации (2 урок, 10 мин); Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе (3 урок, 10 мин); Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе (3 урок, 10 мин); Самостоятельная работа групп по выполнению заданий ( 3 урок, 30 мин); Самостоятельная работа групп по выполнению заданий ( 3 урок, 30 мин); Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе (4 и 5 уроки); Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе (4 и 5 уроки); Защита полученных результатов и выводов (6 урок). Защита полученных результатов и выводов (6 урок).
Информационные ресурсы Громов С. В., Родина Н. А. Физика 8 класс. Громов С. В., Родина Н. А. Физика 8 класс. М.: «Просвещение», 2009 г. М.: «Просвещение», 2009 г. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе. Под ред. С. Е. Каменецкого и С. В. Степанова. М.: «Академия», 2002 г. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе. Под ред. С. Е. Каменецкого и С. В. Степанова. М.: «Академия», 2002 г.