Мифология Древней Руси. До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси.
Наши предки - славяне-язычники - поклонялись своим богам.
Верховным среди них считался Перун, грозный бог - громовержец, повелитель вселенной, бог войны и в то же время носитель доброго начала. Он был покровителем князя и его боевой дружины. Перед статуей Перуна воины давали клятвы, заключали мирные договоры и соглашения. Его изображали обычно высоким, плечистым, большеголовым, черноволосым и златобородым. В руках он держал палицу, топор, лук, а за плечами у него - колчан со стрелами. Обитал Перун в Верхнем мире, мире светлых сил.
Ему противостоял Змей, воплощение злого начала, обитатель подземного царства - - крылатое, многоголовое, огнедышащее существо.
Змея называют Аспид Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни.
Даждъбог, бог солнца и жатвы, муж богини луны, - - красивый, сильный юноша. Его называли предком русичей. Он хранил ключи земные, закрывал землю на зиму и отдавал ключи птицам, которые уносили их в вырий (юрий) - - летнее царство, страну ушедших душ. Это теплая страна у моря или за морем, куда улетали души умерших праведников. Она доступна только птицам и змеям. Весной птицы возвращали ключи, и Даждьбог открывал землю.
Бог небесного огня Сварог, Сварог, бог небесного огня, бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружия, ни украшений. Сварога представляли в облике молодого плечистого кузнеца, молчаливого и строгого.
Бог ветров Стрибог
Велес (Волос) -- бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира. «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.
Мокошь (Макошь) богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище нар авне с кумирами других богов. Связь Мокоши с прядением и ткачеством явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокоша опрядет», прясть и ткать в святой день Мокоши пятницу нельзя. Пятница ходит «исколотая иглами и изверченная веретёнами», потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день.Пятница Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе.
Любили славяне Ладу - - богиню любви, красоты, очарования. С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения. Лад - - супружеское согласие, основанное на любви. Ладить -значит жить в согласии, ладный - - хороший, красивый.
Древние славяне поклонялись берегиням. Берегини оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей, рассказывали им сказки (байки), пели песни, навевали сны.
Особенно много было добрых домовых духов: домовой, дед, баба, спорыньи и спёхи (помощники в человеческих делах), дрёма (домашнее мирное божество сна), баюнок (ночной сказочник, песенник колыбельный), банник (дух бани).
Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне. Домовой. В домах их редко называли "домовыми", предпочитая ласковое "дедушка".
Банник Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену все это проделки банника. Бани были и в Риме и в Турции. Но банник - только у славян.
В банях также жила шишига злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.
Неудачи объяснялись вмешательством злых духов: лени, отёти (крайней степени лени), окоёмов, прокуд (плутов, неслухов, проказников). Вий самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущей под землей, поэтому руки и ноги его -что корни дерева, весь он в земле. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть, он исчезает с третьими петухами. Считалось, что Вий насылает ночные кошмары и привидения, особенно тем, у кого нечиста совесть.
Зимой леших в лесу заменяли гораздо более суровые калинники (от слова «калить»): Морозко, Трескунец, Карачун. Выходя из дома, человек настраивался на борьбу с непредвиденными обстоятельствами, немилосердными стихиями. Дед Моро́з в славянской мифологии олицетворение зимних морозов. Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Снегурочки у мифологического Морозки никогда не было. Её придумал А.Н.Островский.
Аука Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик Ау! со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там
С сезонной смертью природы (наступлением зимы) связано еще одно божество подземного царства - - Кощей. Его представляли живым остовом (скелетом). «Кошь» - - кость, костлявый. Он символизировал окостенение, оцепенение от мороза всей природы в зимнюю пору.
Леший, по верованиям древних славян -- хозяин леса: широкоплечий, коренастый великан с зеленой бородой, с глазами, как звезды, сверкающими сквозь ветки, в бараньем полушубке. По ночам он дико кричит, свищет и хохочет в лесной чаще; встретив путника, старается сбить его с дороги и заставить поплутать.
Водяной всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой, в шапке из куги 1. Лапы с перепонками вместо рук, хвост рыбий, горящие раскаленными углями глаза. Сядет на корягу и звонко хлопает по воде. Рассердится плотины рвет, мельницы рушит, животных и людей в воду тащит.
Русалки изображались с женским лицом и грудью, но рыбьим туловищем и хвостом. Их боялись. Ночью русалки выходят из воды и греются в лунном свете; нападают на прохожих и щекочут их до смерти. В особо опасную русальную неделю перед Иваном Купалой (конец июня) вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца -- «одежду», чтобы задобрить русалок.
Лихо -- злая баба- великанша, пожирающая людей. Она одноглазая, ростом выше деревьев. Живет Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо деревья валит, горы рушит, реки-озера засыпает. Имя Лихо стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье».
Кикимора относится к домовым. Это злой и вредный дух, маленькая гадкая бабенка в плохонькой одежонке, сморщенная, с кикой 2. Днем сидит невидимкою за печкой, а проказит по ночам: сжигает кудель 3, стучит, старается выжить людей, выстригает у овец шерсть, вредит курам.
«Солнце неустанно совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, отдает ее во власть холоду осенью и зимой. Далеко- далеко, на востоке, на самом краю света, в стране вечного лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом, пурпуровом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами, ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют небесные песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.
Заря-заряница - - красная девица. Заря -- сестра Солнца; ее часто называют Ненаглядной Красотою, царевною - - золотой косою, непокрытой красою; живет она в золотом царстве, на краю света белого - - там, где ясное солнышко из моря подымается, плавает она по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей Моревной - - морской царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода.
Путь в страну царь-девицы лежит через широкое море, вход туда сторожит двенадцати главный Змей Горыныч, испускающий из своей пасти жгучее пламя».