Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им. В.В. Гришанова» учитель начальных классов.
1. Хорошо определяют цель выполняемого учебного задания. 2. Умеют планировать его выполнение. 3. Успешны в целесообразном выполнении учебного задания. 4. Умеют контролировать ход и результаты. 5. Умеют оценивать ход и результаты выполнения учебного задания.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Ученик Учитель Определяет цель деятельности. Помогает определить цель деятельности. Открывает новые знания. Рекомендует источники получения информации. Экспериментирует. Раскрывает возможные формы работы. Выбирает пути решения. Содействует прогнозированию результатов. Активен. Создаёт условия для активности школьника. Субъект обучения. Партнёр ученика. Несёт ответственность за свою деятельность. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций. 1. Рефлексивные умения: - Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения направленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. - Умение выдвигать гипотезы; - Умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: - Умения коллективного планирования;
-Умение взаимодействовать с любым партнером; - Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Менеджерские умения и навыки: - Умение проектировать процесс (изделие); - Умение планировать деятельность, время, ресурсы; - Умение принимать решения и прогнозировать их последствия; - Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). 6. Коммуникативные умения: - Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; - Умение вести дискуссию; - Умение отстаивать свою точку зрения; - Умение находить компромисс; - Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д. 7. Презентационные умения и навыки: - Навыки монологической речи; - Умение уверенно держать себя во время выступления; - Артистические умения; - Умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Темы проектных работ. Тема Предмет Количество часов Изготовление панно «Подводный мир» Технология 1 час «Букет цветов» Изобразительное искусство 1 час «Пословицы и поговорки» Литературное чтение 4 часа
Исследовательский мини-проект «Социологический опрос». Вопрос: Чему удалось научиться в ходе работы над проектами? Ответы: - «распределять правильно время»; - «анализировать собственные действия»; - «презентовать результаты своего труда»; - «доделывать всё до конца»; - «достигать поставленные цели»; - «рассматривать тему с разных точек зрения». Вопрос: В какой форме лучше всего производить презентацию проектов? Ответ: - в форме деловой игры; - в форме просмотра видеозаписей о ходе работы над проектами; - в форме защиты; - в форме экскурсии.
Качество обучения.
«В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен». У. Джемс