БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Васильева Т. Н. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14 г. Камышина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
Advertisements

Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Рассматриваемые вопросы Базовая модель критического мышления Базовая модель критического мышления Калейдоскоп уроков Калейдоскоп уроков Технология критического.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Мастер-класс по педагогическим технологиям Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновская СОШ.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Выполнила учитель немецкого языка высшей категории МОУ СОШ 9 г.Ржева Семёнова Людмила Михайловна ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Работа с домашними заданиями. «Двойной дневник» Дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом.
Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Критическое мышление – это.
Технология развития критического мышления Разработчики технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт.
Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
Инсерт 1 этап. Читая текст нужно помечать соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения : V «галочкой» помечается то, что уже известно;
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Мышление Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. С.И.
Транксрипт:

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Васильева Т. Н. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14 г. Камышина

Черты критического мышления по Д. Клустеру: 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом КМ. Чтобы породить сложную мысль нужно переработать гору фактов, идей, деталей… 3. КМ начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать. 1. Это мышление самостоятельное, т. е. носит индивидуальный характер, никто не может думать критически за нас. Значит, ученик свободен. 4. КМ Стремится к убедительной аргументации. 5. Критическое мышление – социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому так важны на уроках всевозможные виды парной и групповой работы.

В чём заключается актуальность РКМЧП? Во - первых, оно воспитывает критически мыслящего человека, владеющего сильной, чёткой аргументацией, который способен противостоять всем, казалось бы, незыблемым авторитетам, силе традиции, мнению большинства, печатному слову. А главное, таким человеком нельзя манипулировать. Во- вторых, оно помогает более чётко, оптимально структурировать этапы урока. А самое главное, включает" в работу заинтересованных учащихся, ибо цели урока зависят не от воли учителя, а от желания и потребностей самого ученика, он приближен к процессу познания, поэтому получает от него удовольствие.

Присвоение 12 3 РКМЧП универсальна, в основе её - конкретные знания психологии об этапах усвоения любой информации. Для себя я сделала такие схемы:

В технологии КМ выделяются три стадии: 1) вызов; 2) осмысление новой информации; 3) рефлексия. Технологическая карта урока. Вызов ОсмыслениеРефлексия Мозговой штурм Знаю – не знаю. Инсерт, или маркировка текста Составление кластера О первом знакомстве российских педагогов с технологией РКМЧП писала газета издательского дома «Первое сентября» «Библиотека в школе» ( 12, 22/20001) и газета «Русский язык» ( г.)

Эти 3 этапа восприятия информации соответствуют 3 стадиям урока : 1+2+3Подготовительный Восприятие нового Присвоение информации Стадия вызова Смысловая стадия Стадия рефлексии

Все это глубоко научно. В психологии есть такое понятие, как процесс мышления. Он тоже проходит в 3 этапа. Я бы это на схеме показала так : Первичный синтез АнализВторичный синтез 1 этап 2 этап 3 этап ++

Кластеры – это географические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Наречие Само- стоятельная часть речи Не изменяется Сущ. + наречие - определение Обстоятель- ство Признак действия, признак признака Кластер первой группы

Наречие Самостоятельная часть речи Признак действия, признак признака Реже определение Чаще обстоятельство Не изменяется Кластер второй группы

Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки: «۷» – галочкой отмечается то, что известно; «+» – знаком «плюс» помечается новое, что является для читателя интересным и неожиданным, незнакомым; «–» – Знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения; «?» – вопросительный знак ставится, если информация непонятная, недостаточная или вызывает вопросы;

Синтаксис и морфология «۷» - знаю.«+» - новое. «–» - вызывает сомнения. «?» - толстые и тонкие вопросы по ходу чтения. Морфология и синтаксис – два раздела грамматики. Морфология изучает формы слов. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Связи между словами определяем с помощью вопросов, окончаний и предлогов. Словоформы сцеплены попарно – главный закон синтаксиса. С помощью вопросов мы извлекаем грамматическое значение. Грамматическая связь позволяет передать смысловую связь слов Можно ли без вопросов определить связи между словами в предложении? Тонкие: Вопросы уровня усвоения А: Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Толстые: Вопросы уровня усвоения В-С: Как связаны морфология и синтаксис? Как осуществляется синтаксическая связь слов? Какие типы синтаксической связи существуют? Почему?

Тип урока – работа с информационным текстом. Работа с информационным текстом, т.е. с текстом учебника или учебного пособия. Каждый урок состоит из трех стадий. Естественно, прежде чем приступить к новой теме, опытный учитель опирается на уже известное, намечает линии воспоминания, т.к. нет такой темы, которая являлась бы для учащихся совершенно новой при концентрическом построении программы. Поэтому ученик сам определяет свое знаю/не знаю Стадию вызова напоминают нам проблемные уроки: сначала формулируется проблема, исследование которой предлагается учащимся для самостоятельной работы. Далее идет обычная учебная работа – чтение текста и его обсуждение. Новым для нас явилось только графическое оформление мыслительной работы – маркировка текста. Для обозначения этого действия в технологии РКМЧП используется термин инсерт. Мои пятиклассники с самого начала читают текст, отмечая для себя уже известную информацию, затем новую и дополнительную. После прочтения текста возникают и противоречивые мнения, в том числе и совершенно абсурдные, однако ни одна идея не остается без внимания. Только одна особенность: для быстроты обработки информации мы ограничиваемся устным обсуждением, записывая только самое главное. Дело в том, что скорость записи у пятиклассников еще невысока. В старших группах можно делать подробные записи. И, наконец, на стадии рефлексии (или размышления) дети намечают способы применения этой информации на практике.

Тип урока - работа с художественным текстом. Чтение с остановками. Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения. На каждой остановке задается от одного до трех вопросов. Вызов ОсмыслениеРефлексия Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета. Сопоставление версии с новым фрагментом текста. Выдвижение новой версии развития сюжета.