Круговорот веществ в природе Биосфера и человек
Цель урока: Изучить круговорот основных химических элементов на примере круговорота углерода и азота в биосфере Развивать умения обобщать делать логические выводы синтезировать знания из смежных учебных предметов Умение работать с дополнительной литературой с электронными носителями
План урока: 1. Характеристика химических элементов по положению в периодической системе Д.И.Менделеева а) Углерод б) Азот 2. Нахождение в природе а) Углерод б) Азот 3. Роль в природе а) Углерод б) Азот 4. Круговорот веществ а) Круговорот углерода б) Круговорот азота 5. Формы негативного воздействия на природу 6. Некоторые меры по охране природы
Беогеохимические функции живого вещества (биомассы) Газовая Концентрационная Окислительно -восстановительная Выделение организмами кислорода, углекислого и других газов «Захват» и накопление в организмах химических Элементов (Н, С, О, N, Na, K, Ca,Fe) Окисление Углеводов и других органических веществ, приводящее, например, к образованию углекислого газа; восстановление его до углеводов
Энергия СОЛНЦА Потеря части энергии Зеленые растения Органические вещества И энергия ЖИВОТНЫЕ Неорганические вещества и относительно небольшое количество энергии Бактерии грибы Потеря части энергии Органические вещества и энергия
Некоторые формы негативного (неблагоприятного) воздействия человека на природу Нерациональное использование природных ресурсов Загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами Загрязнение почвы Загрязнение природных водоёмов Загрязнение атмосферы Прямое истребление биологических видов Неправильное использование ядохимикатов Разрушение естественных экосистем
НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ Совершенствование способов сельскохозяйственного производства Формирование правовой (законодательной) основы охраны природы Борьба с эрозией почв Лесоразведение Создание заповедников, заказников, национальных парков Совершенствование технологических процессов Формирование экологического сознания у населения
II.Практическая работа: 1. Работа с электронным учебником (ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ) Химия.
2. Выполнение упражнений в текстовом редакторе Microsoft Word Тема: «Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере» Упражнение 1 1. Закончите схему круговорота углерода: а) покажите стрелками направление движения углерода: б) подпишите название компонентов, принимающих участие в данном круговороте. 2. Каким образом сообщество зависит от энергии излучения солнца?
1. Вы - директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами – экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы СО 2 в вашем предприятии. Что вы предпримите? - Закроете предприятие. - Усовершенствуете очистные сооружения. - Займетесь очисткой воды в озере. Обоснуйте выбранный вами вариант. Упражнение 2
Упражнение 3 1. Ознакомьтесь с рисунком, где изображен один из примеров круговорота азота в природе: а) расставьте в нужном порядке номера компонентов принимающих участие в данном круговороте: б) укажите направление движения азота 2. Ответьте на вопросы - Как круговорот азота связан с цепью питания лося? -Какие изменения произойдут в круговороте при исчезновении азотфиксирующих бактерий и водорослей и почему? -Можно ли круговорот азота отнести к числу хорошо сбалансированных в атмосфере? ( Приведите доказательства ) Компоненты круговорота: 1. Азотфиксирующие бактерии 2. Аммиачные соединения почвы 3. Денитрифицирующие бактерии 4.Зелёные растения 5. Животные (заяц, лось) 6. Атмосферный азот 7. Азот в составе белков ( растительных и животных)
ТЕСТ:
Круговорот любого химического элемента является частью общего грандиозного круговорота веществ на Земле, т.е. Все круговороты связаны между различными формами взаимодействия
SN S OH S OH S O? Из ниже предложенных химических формул веществ Заполните схему и напишите уравнения реакций C, SO 3, N 2 O 3, N 2 O 3, Nа CL, O 2,N H 3, H 2 O,Nа OH, H 2 SO 4, CO 2, Cа CO 3