1 Основные принципы и инструменты экологической политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Advertisements

Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
Курс лекций ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема: Концептуальные основы экологического менеджмента.
ПРОВАЛЫ (ФИАСКО) РЫНКА. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Современные проблемы развития экономики и окружающей среды Калабаева Тамара, доцент Международной Академии Бизнеса г.Алматы, Казахстан.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени М.В.Ломоносова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.
Риски Парижского соглашения и варианты законодательного обеспечения регулирования выбросов ПГ в России О.Б. Плужников, сентябрь 2015.
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Микроэкономика. Налог Пигу
Правовое регулирование экологической безопасности.
Принципы природопользования. Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов. Право природопользования.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Козлова Т.В. Научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент Альханакта В.В.
СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК.
Городская охрана окружающей среды 1 Работу выполнил: студ ФЭУТ 4-1 Калинин К.И.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Транксрипт:

1 Основные принципы и инструменты экологической политики

2 Вопросы лекции Цели, парадигмы и принципы современной экологической политики Критерии оценки и выбора инструментов экологической политики Основные инструменты прямого эколого- экономического регулирования Основные инструменты косвенного эколого- экономического регулирования

3 Экономика природопользования и охраны окружающей среды: от теории к практике

4 Экологическая политика: понятие и цели Экологическая политика – это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению природных ресурсов Основными целями современной экологической политики являются Обеспечение оптимального качества окружающей среды Обеспечение устойчивого развития Сохранение биологического разнообразия

5 Парадигмы современной экологической политики 1. Трансформация общественной цели достижения оптимального качества окружающей среды в индивидуальные мотивы поведения субъектов экономики 2. Применение в экологической политике подхода «заказчик-исполнитель» или «принципал-агент» (principal-agent) *Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения **По-английски principal - глава, начальник; agent – агент, представитель, доверенное лицо

6 Принцип «заказчик- исполнитель» В роли заказчика выступает орган экологической политики, который хотел бы добиться определенного качества окружающей среды с учетом того, что исполнители в первую очередь заинтересованы в максимизации собственного чистого выигрыша. Исполнителями являются экономические субъекты, которые, действуя в собственных интересах, одновременно обеспечивают достижение этой цели.

7 Принцип «заказчик-исполнитель»: трудности реализации Асимметричность информации: орган экологической политики не располагает полной и достоверной информацией о природоохранной деятельности исполнителя (например, о природоохранной технологии). В результате заказчик не в состоянии предвидеть все возможные варианты реакции исполнителя на ту или иную меру экологической политики. Неопределенность и неоднозначность последствий как загрязнения окружающей среды, так и природоохранной деятельности.

8 Основные принципы современной экологической политики альтернативных издержек - учет альтернативных издержек пользования окружающей средой «загрязнитель платит» - интернализация отрицательных внешних эффектов, связанных с загрязнением окружающей среды долгосрочной перспективы – учет отдаленных во времени последствий загрязнения и истощения окружающей среды, а также мер экологической политики взаимозависимости – учет взаимосвязи и взаимозависимости элементов окружающей среды предосторожности – ориентация на предупреждение предполагаемых негативных последствий, несмотря на высокую степень неопределенности

9 Критерии оценки и выбора инструментов экологической политики Экономическая эффективность Информационное обеспечение Издержки контроля Взаимосвязь с другими видами политики Временной лаг Степень серьезности экологической проблемы Тип проблемы

10 Критерии оценки и выбора инструментов экологической политики Экономическая эффективность: минимизация издержек на проведение экологической политики. Информационное обеспечение: учет объема, способа получения и стоимости необходимой для выработки и применения инструмента информации. Издержки контроля: учет расходов на экологический мониторинг и другие формы контроля за применением инструмента экологической политики.

11 Критерии оценки и выбора инструментов экологической политики Взаимосвязь с другими видами политики: экономической, внешней, социальной и т.д. Временной лаг: учитывается разрыв во времени между принятием решения о применении инструмента экологической политики и получением ожидаемого результата. Степень серьезности экологической проблемы: чем серьезнее проблема, тем в меньшей степени учитывается критерий экономической эффективности. Тип проблемы: локальная/международная, загрязнение окружающей среды/истощение природных ресурсов и т.п.

12 Прямое и косвенное эколого- экономическое регулирование Прямое регулирование - воздействие на поведение экономических субъектов посредством моральных, религиозных, правовых и др. норм. Косвенное регулирование – воздействие на поведение экономических субъектов посредством влияния на их издержки и выигрыши от экономической деятельности (использование экономических стимулов и санкций).

13 Инструменты прямого эколого- экономического регулирования Моральное воздействие Экологические стандарты и нормативы

14 Моральное воздействие Предполагает моральное поощрение экологически благоприятного и моральное осуждение экологически неблагоприятного поведения. Действенность данного инструмента зависит от ряда психологических, социо- культурных и других факторов

15 Экологические стандарты и нормативы Часто, стремясь максимизировать свой чистый выигрыш, экономический субъект игнорирует общественное мнение и нормы морали. Тогда вступает в силу регулирование посредством правовых норм. В экологической политике они представлены соответствующими стандартами, лимитами и нормативами.

16 К экологическим стандартам и нормативам относятся: 1. Разрешение на загрязнение окружающей среды в установленном размере 2. Обязательство сократить эмиссию загрязняющих веществ на определенную величину 3. Стандарты на производственные технологии 4. Стандарты на природоохранные технологии 5. Нормы содержания загрязняющих и вредных веществ в готовой продукции 6. Нормы на объемы загрязнений, образующихся в процессе потребления продукции (дым, шум, вибрация и т.д.) 7. Ограничения и запреты на выпуск экологически «грязной» продукции 8. Ограничения и запреты на ведение бизнеса в пределах определенного региона

17 Преимущества и недостатки экологических стандартов и нормативов Преимущества: устанавливаются в законодательном порядке нарушение предполагает юридическую ответственность Недостатки: Низкая экономическая эффективность Нарушение принципа альтернативных издержек Замедление инновационного процесса Высокие издержки контроля и получения информации Бюрократизация экологической политики Возможность избежать санкций за нарушение установленных норм

18 Фирма А Фирма В Экономическая неэффективность стандарта: Q1W1 = Q2W2, но МС* намного больше МС** – фирме А соблюдение стандарта обходится дороже, чем фирме В PP Q QW2 W1 0 0 MC1 MC2 Q1Q2 MC* MC**

19 Инструменты косвенного эколого- экономического регулирования Государственные субсидии Кредитные инструменты Налоговые инструменты Инструменты системы страхования Рынок прав на загрязнение окружающей среды

20 Субсидии: преимущества и недостатки Преимущества: носят целевой характер выдаются на конкурсной основе позволяют заниматься природоохранной деятельностью фирмам, не имеющим на эти цели собственных средств Недостатки: финансируются из госбюджета: нарушение принципа «загрязнитель платит» (действует принцип «платит жертва») ведут к нарушению ценового механизма и препятствуют эффективному распределению ресурсов

21 Кредитные инструменты Процентные ставки Объемы кредитов Сроки кредитов Условия кредитования (залог, гарантия) Режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования * все эти инструменты могут быть льготными или дискриминирующими

22 Экологические налоги: интернализация внешних эффектов в соответствии с подходом Пигу Каждая фирма сталкивается с дилеммой: продолжать загрязнять окружающую среду и платить налоги по дискриминирующим ставкам или осуществлять природоохранную деятельность с целью получения налоговых льгот

23 Приспособление к экологическому налогу Замена экологически «грязных» видов сырья на более безопасные Сокращение объема применения экологически «грязного» сырья Сокращение выпуска экологически «грязной» продукции Введение экологически безопасной технологии производства Осуществление природоохранных мероприятий Использование более экологичных природоохранных технологий Вторичное использование отходов производства Перемещение в регион с менее жесткими экологическими требованиями

24 Экологические налоги: преимущества и недостатки Преимущества: Соответствие обеим парадигмам современной экологической политики Высокая экономическая эффективность Низкие издержки контроля Симулирование природоохранной деятельности Содействие инновационному процессу Обеспечение природоохранной деятельности финансовыми ресурсами Недостатки: Невозможность точного измерения предельного эколого-экономического ущерба Неадекватность налоговых ставок

25 Инструменты системы экологического страхования Обязательное страхование объектов, эксплуатация которых связана с высоким риском промышленных аварий и катастроф с тяжелыми экологическими последствиями Добровольное страхование от стихийных бедствий, которые могут сопровождаться загрязнением окружающей среды

26 Рынок прав на загрязнение окружающей среды: реализация подхода Коуза к интернализации внешних эффектов: установление прав собственности на окружающую среду, включая возможность ее загрязнения передача прав на загрязнение окружающей среды экономическим субъектам с возможностью их последующей перепродажи на рынке

27 Алгоритм формирования рынка прав на загрязнение окружающей среды Выделение пространственно ограниченного региона Установление для данного региона предельно допустимого уровня загрязнения определенным веществом Разделение этого суммарного объема загрязнений на определенное количество частей (квот), каждая из которых фиксируется в специальном документе Первичный рынок: передача фирмам их квот бесплатно или путем продажи на аукционе Вторичный рынок: продажа неиспользованных квот экологически благополучными фирмами и покупка дополнительных квот фирмами с высокими природоохранными издержками

28 Рынок прав на загрязнение окружающей среды: преимущества сведение к минимуму бюрократизации экологической политики экономическая эффективность низкие издержки контроля поддержание желательного уровня загрязнения окружающей среды через действие рыночного механизма возможность применения для решения глобальных экологических проблем

29 Рынок прав на загрязнение окружающей среды: недостатки Высокие информационные издержки Отсутствие четкого критерия распределения квот В глобальном масштабе – возможность отдельных стран и регионов влиять на ход мирового развития путем манипулирования квотами

30 Вывод: идеальных инструментов не бывает!!! Каждая экологическая проблема требует тщательного подбора инструментов экологической политики с учетом: критериев их оценки возможности компенсировать недостатки одних инструментов преимуществами других