Как повысить качество образования?
Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?
Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал – залог успешного обучения, повышения качества и профилактики школьной неуспеваемости.
Качество учения напрямую связано с познавательным интересом, желанием учиться. Мотивацию учащегося можно стимулировать по-разному. Можно попробовать такой приём: в классе и дома повесить небольшой плакат с замечательным высказыванием К.С.Станиславского: «Каждый день, в котором вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
В классе, например, повесить в перевёрнутом виде, а дома – в зашифрованном, или наоборот. Но не стоит обращать внимание школьника на эту истину: пусть он сам для себя случайно откроет. Часто бросая взгляд на эти слова, рано или поздно он всё равно задумается над их смыслом.
Средства стимулирования и мотивации познавательной деятельности: 1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавания в классе и т.п.) 2. Привлечение интереса с помощью захватывающего начала, мало известного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п. 3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части. 4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов)
Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений. 6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера. 7. Постановка вопросов, подводящих учащихся к обобщению учебного материала. 8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.( Диверге́нотное мышление (от лат. divergere – расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.)мышления
Определение сосредоточенности внимания, степени включённости учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения. 10. Использование иллюстраций и примеров.
Что входит в стимулирование познавательной активности? Дидактические игры(сюжетные, ролевые и т.д.) Наглядность. Творческие работы по разным предметам. Участие в предметных олимпиадах Научно-исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся. Внеклассные мероприятия по предметам. Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов) Дифференциация (разноуровневые задания)
Использование различных педагогических технологий: игровые, личностно-ориентированные, развивающие, проблемное обучение, компьютерные. Интегрированные уроки Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.
Системообразующие стимулы, которые оказывают наиболее значимое и широкомасштабное воздействие на формирование мотивации творческого саморазвития обучающихся среднего и старшего звена:
Достижение лично значимых целей общения оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию самопознания. Достижение лично значимых целей учебного труда оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию самопознания. Положительное общественное мнение об учащемся оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию самоуправления и самоорганизации.
Одобрение со стороны преподавателей за успехи в творческой деятельности оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию творческой самореализации. Объявление благодарности оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию творческого самосовершенствования. Творческая атмосфера в классе оказывает наиболее сильное стимулирующее влияние на мотивацию творческого самовыражения.